Переход на уведомительный характер лицензирования очень опасен
Гузель Улумбекова, председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству: «Переход на уведомительный характер лицензирования очень опасен»
– Как бы вы охарактеризовали ситуацию, сложившуюся в сфере российского здравоохранения?
– Оценку деятельности системы здравоохранения сегодня общепринято давать на основе показателей здоровья населения, его удовлетворенности качеством и доступностью медицинской помощи. Кстати, такие критерии признаны Всемирной организацией здравоохранения и Организацией стран экономического содействия и содружества. Если эти показатели улучшаются, то и деятельность системы здравоохранения в целом можно оценивать как положительную. В России в 2005-2008 гг. благодаря реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» показатели здоровья населения значительно улучшились. Если сравнивать их с 2005 годом, то смертность в стране снизилась на 12%, рождаемость возросла на 18%, а общая продолжительность жизни увеличилась на 3,6 года. Это очень хорошие, позитивные результаты. И все это вместе позволило сохранить жизни практически 800 000 граждан РФ. Если говорить о 2009 и 2010 годах, то динамика позитивных изменений в состоянии здоровья населения остановилась. Показатели 2010 года даже хуже, чем показатели 2009 года.
– Что можно сказать о степени удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием в России?
– В 2007 и 2006 годах около 70% населения России не было удовлетворено качеством и доступностью медицинской помощи. Ситуация практически не изменилась и в 2009 году. Стоит отметить, что в развитых государствах, Евросоюзе, в странах ОСЭР этот показатель составляет 30%, а 70% населения довольны медицинским обслуживанием. В этом вопросе нашей системе здравоохранения есть куда двигаться дальше и, безусловно, она должна достичь хороших показателей. Тем более такие задачи поставлены Президентом и Правительством России в «Концепции-2020». Мы должны увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 68,8 лет до 73 лет к 2020 году. И снизить коэффициент смертности населения с 14,2 до 11,0.
– Как вы относитесь к планам Правительства РФ по отмене лицензирования с 2013 года и переходу к уведомительному порядку осуществления фармацевтической и медицинской деятельности?
– Категорически возражаю против этой инициативы. С моей точки зрения, переход на уведомительный характер лицензирования в такой области, которая касается жизни и безопасности пациентов очень опасен. Нам с вами трагедии в пермском ночном клубе и на Саяно-Шушенской ГЭС покажутся цветочками. Худо-бедно, система, которая сегодня занимается лицензированием медицинских организаций, создана. Она работает, обеспечивает минимальный набор требований, который необходим медицинским организациям для достижения безопасности пациента. Его отменять нельзя. Да, его нужно дополнить. Актуализировать до обязательной или условно обязательной аккредитации. Например, в США аккредитация медицинских организаций сопоставима с нашим лицензированием, плюс – дополнительный объем требований, который предъявляется к больницам, поликлиникам, частным врачебным практикам, чтобы все медицинские организации прошли аккредитацию Joint Commission International. Считается, что эта добровольная инициатива. Но ни одна страховая медицинская организация не заключит контракта с больницей, которая не прошла эту обязательную аккредитацию. Еще проще поступили во Франции. Они сделали обязательной систему аккредитации для всех больниц. Создали независимые агентства. Раз в три года каждое медицинское учреждение должно быть аккредитовано.
– Возможна ли, на ваш взгляд, отмена лицензирования в пользу саморегулирования медицинской деятельности?
– Нет. Система саморегулирования не готова для этого. Государство еще не справляется с этой функцией. Разработка стандартов оказания медицинской помощи и требований качества медицинского образования – это функции, которые можно было бы на первых порах возложить на СРО в здравоохранении. Все остальное – это ответственность государства, которое заинтересовано, чтобы люди жили долго и меньше умирали. Для достижения этих задач создаются условия для развития системы здравоохранения. Значит, государство должно отвечать и за результаты. А саморегулируемая организация может только содействовать этому процессу. Особенно, как я уже сказала, в разработке стандартов лечения пациентов, качества работы больниц, поликлиник, врачей. В повышении требований к качеству медицинского образования. Ко всем его этапам: базовому, обязательному послевузовскому и непрерывному. Например, если врач за год не проходит определенный набор образовательных мероприятий, он не допускается к работе с пациентами. В этом и заключается суть непрерывного медицинского образования. Врач ежегодно должен накапливать определенное установленное число кредитов или часов образовательной активности. Должны быть законы, которые позволят мотивировать медицинских работников на прохождении непрерывного медицинского образования. Такова моя позиция по данному вопросу.
– Достаточно ли в современной России медицинских работников? Возможна ли ситуация кадрового дефицита в сфере отечественного здравоохранения?
– В России сегодня медицинских работников больше, чем в странах ОСЭР. Это миф №1. Давайте посмотрим. Да, в России, если отбросить врачей стоматологов и санитарные эпидемиологические кадры, где-то 4,4 врача на одну тысячу населения. В странах ЕС и ОСЭР эта цифра меньше – в среднем 3,3 врача. Мы с вами договорились в начале беседы, что врач обеспечивает доступность медицинской помощи. А доступность должна соответствовать потребности. Так вот эта самая потребность в медицинской помощи в России на 40% больше, чем в странах ОСЭР. Почему? Потому что заболеваемость и смертность у нас выше на 40%. Это первое. Население нездорово и нуждается в медицинской помощи. Соответственно и врачей у нас должно быть больше. Второе. Почему мы в ближайшее время столкнемся с дефицитом врачей? Низкая заработная плата врачей обуславливает отток кадров из отрасли. Есть и другие объективные причины. Сегодня медицинские кадры пенсионного и предпенсионного возраста составляют где-то 50%. Значит, когда они уйдут на заслуженный отдых, им на смену должны будут прийти новые врачи. Но профессия столь не престижна, что молодые специалисты предпочитают уходить в другие отрасли экономики. Третья причина. Сегодня выпускников школ в связи с демографическим провалом в два раза меньше, чем было десять лет назад. Логично, что сократится и число поступающих в вузы, а это будущий кадровый резерв медицинских работников страны.
Администрация Антишарлатанского сайта поздравляет Гузель Эрнстовну Улумбекову с защитой кандидатской диссертации и желает ей дальнейших успехов в творческом труде на благо отечественного здравоохранения!