Само ты ГМО
Американцы боятся разрешать продажу первого генно-модифицированного животного, но им придется
Американские чиновники, биотехнологи и защитники окружающей среды на взводе: третью неделю продолжаются слушания о первом в истории генно-модифицированном животном для употребления в пищу – лососе. Вопрос – разрешат ли чиновники его свободную продажу в США. На кону многое: прецедентов нет, и если его создать, в Америку хлынет поток заявок о новых ГМ-продуктах. Эко-фанаты протестуют у Белого дома, призывая Барака Обаму пресечь опыты с рыбой-франкенштейном. Европа и Канада скромно наблюдают и заранее боятся того же у себя дома.
Американское управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарств (FDA) в начале сентября признало ГМ-лосося компании AquaBounty Technologies безопасным для употребления в пищу. В отчете сказано, что он «ничем не отличается от традиционного лосося». Дальше должно было последовать разрешение на продажу, но чиновники решили перестраховаться и повторить проверку. Для вынесения окончательного вердикта ветеринарный комитет FDA собрал группу экспертов. Они должны проголосовать, исходя из всех научных данных.
Вчера эксперты собрались, объявили, что результат новой проверки – тот же, но отказались от голосования с формулировкой «нужно продолжать исследования». Председатель слушаний Дэвид Сениор из Университета Луизианы сказал журналистам, что эксперты «в целом уверены в безопасности продукта, но все же дополнительные доказательства не помешают».
Генно-модифицированного лосося американская компания AquaBounty разработала еще 15 лет назад. Все это время создатели ждали, когда шумиха с ГМО немного уляжется. Сейчас время как будто пришло. Даже Еврокомиссия, которая помешана на «органическом фермерстве» и ко всему генно-модифицированному относится намного хуже, чем правительства обеих Америк, в этом году одобрила 5 ГМ-продуктов (картофель и сорта кукурузы).
Для создания нового лосося биотехнологи использовали уже знаменитый по экспериментам с помидорами участок гена океанской рыбы бельдюги, – благодаря ему она не замерзает в ледяной воде. Этот фрагмент ДНК встроили в ген рыбы чавычи, отвечающий за выработку гормона роста. Полученный ген в свою очередь пересадили в оплодотворенные клетки североатлантического лосося. В результате модифицированный лосось растет круглый год, а не только в сезон, как его ближайшие родственники, и в 2 раза быстрее. Разницу хорошо видно на фотографиях: модифицированный вдвое, а то и втрое больше собрата.
Технологически в том, что сделала AquaBounty, нет ничего особенно сложного или оригинального. Сейчас конструировать небольшие фрагменты генетического материала умеет почти любая биотехнологическая лаборатория, в одной Москве таких десятки. Нужны чистые пробирки, два не самых редких аппарата и время на то, чтобы отсеивать неизбежные ошибки (когда участок встраивается не на то место, и ген перестает работать).
Получить новый жизнеспособный организм – это удача. Но в мире таких примеров не счесть: миллиарды трансгенных крыс для экспериментов (генетические модели болезней, крысы без шерсти для дерматологов), в Корее – трансгенные светящиеся кошки и т.п. Но вот модифицированных животных для употребления в пищу раньше не было. Здесь AquaBounty – пионеры.
Есть ли тут чего опасаться? Экологи начали дебаты с аргумента: попадет такой лосось в море, начнет скрещиваться с обычной рыбой, и тогда неизвестно что будет. У мамы ген такой, а у папы – другой. Получится какой-то мутант. Биотехнологи объясняют: их лосось – триплоидный. То есть у него в клетках три хромосомных набора. Попросту, рыба стерильна, она не может образовать половую клетку, подходящую для оплодотворения. Никакой ГМО-икры, никаких потомков-мутантов. Стерильность – это еще и защита от пиратского разведения рыбы на стороне. Компании самой выгодно, чтобы ее лосось не размножался. Купили – съешьте или продайте, разводить не получится. Но на всякий случай, чтобы исключить невероятное, модифицированного лосося выращивают и будут выращивать только в закрытых садках, в полной изоляции.
Следующий вопрос к компании – возможны ли побочные эффекты в организме человека? Компоненты «по отдельности» человек употребляет без проблем – и хладостойкую рыбу с ее генами, и лосося. Но вдруг этот ген, оказавшись в рыбе, запустил незапланированную реакцию и произвел какой-нибудь такой белок, который навредит человеку? Например, может ли он вызвать аллергию?
Эксперты FDA отвечают: нет. Не может. Химический состав проверили, продукт испытали на животных. Нет никакой аллергии.
«Зеленые» ухватились за данные нескольких лабораторий, в том числе – российского нейрофизиолога Ирины Ермаковой – о том, что модифицированная соя, например, может накапливать те гербициды, к которым она устойчива. Может накапливать – это факт, но только при любой термической обработке (а без нее сою в пищу не употребляют) эти вещества разрушаются. Соя – так сложилось в природе – содержит лектины. У животных они вызывают склеивание эритроцитов крови и болезни кишечника. И разрушаются при нагревании до 80 градусов, то есть при варке. Кормить сырой соей мышей, объясняя их болезни эффектом генной модифицированности продукта, – все равно, что винить бюстгальтеры в раке груди.
Еще одно обвинение, от которого трепещут сердца миллионов «зеленых»: ГМ-продукты встраивают в организм едока кольцевую ДНК, плазмиду, с помощью которой нужный ген когда-то был доставлен в ДНК продукта. Плазмиды могут внедряться в клетки разных органов, нарушая их работу. Эта гипотеза принадлежит нескольким малоизвестным даже в своей области исследователям из Института генетики Кельна, ее активно отстаивает Ирина Ермакова (сегодня – едва ли не одна на весь ученый мир). Доказательств нет. Самый серьезный из экспериментаторов в 1999 году утверждал, что после поедания «трансгенов» клетки слизистой кишечника мышей существенно пострадали. Оказалось – опытных мышей закормили недружественным их пищеварению картофелем, а в контрольной группе просто рацион был разнообразнее. Это – полный разгром. С 99-го года в мире не появилось ни одной авторитетной научной статьи о вреде ГМО, с которой ученые еще могли бы поспорить. Все уже обсосано до мелочей, до косточек ГМ-лосося.
Скорее всего, в этом году разум победит, и «проверки результатов проверок» закончатся полным признанием безопасности лосося AquaBounty. На очереди – ГМ-свиньи.
Канадцы из Университета города Гуэлфа 10 лет выращивают экспериментальных свиней, способных переваривать тот фосфор, который обычно выходит с мочой в неизменном виде. Этот фосфор попадет в водоемы и провоцирует рост зеленых водорослей, забирающих кислород у рыб. Новые свиньи гадят меньше.
Остроумные канадцы решили сыграть на собственном поле «зеленых»: они назвали свиней эко-пигами, enviropigs, но это не помогло. Нужны ли канадцам или американцам такие свиньи, спасут ли они Великие озера от цветения и не проще ли придумать другой способ – даже не обсуждается. Слова «генно-модифицированные» затмевают все.
Только в этом году канадское Министерство окружающей среды разрешило экспорт эко-свиней в расчете на США, вопрос об их использовании в пищу на родине пока не обсуждается. В США – заявка на рассмотрение подана несколько месяцев назад. Скорее всего, именно поэтому комиссия так тянет с лососем. Разрешат – тут же придется разбираться с канадскими свиньями. А с ними сложнее: они не стерильны, да и бекона жители США потребляют несравнимо больше, чем рыбы.
Но все разумные сроки, когда тянуть еще можно было, вышли. Не хотите, чтобы биотехнологи разбогатели на ритейле – так и скажите. Но чем тогда выращивание ГМ-лосося отличается от производства йогуртов? Кроме того, что на Danone сложнее натравить «зеленых»? У чиновников остались недели или даже дни, чтобы придумать новые аргументы. Отступать некуда, прогресс – в каждой новой икринке.
Екатерина Алябьева, slon.ru