Каталог шарлатанских ресурсов


Нестерпимо стыдно за ложь и молчание

Гузель Эрнстовна Улумбекова
Гузель
Эрнстовна Улумбекова,
Председатель Правления Ассоциации
медицинских обществ по качеству

2 ноября 2014 г.
В Москве похолодало, ветрено и из свинцовых туч вот-вот повалит снег. На Суворовской площади идет митинг врачей «Остановить развал медицины Москвы» — против сокращения медицинских работников и коек, закрытия московских больниц.

НЕПРАВДА, скажете Вы, ведь врачей не хватает, а в больницах пациенты лежат в коридорах в два ряда. Да и как можно, ведь врачи – такая уважаемая профессия – и они на митинг? Мне бы тоже очень хотелось, что бы все это было неправдой, чтобы это происходило НЕ в здравоохранении, Не в нашей стране, НЕ в наше время. НО ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ.

И забыть об этой реальности невозможно, если тебе по несколько раз в день звонят коллеги и просят помочь с трудоустройством, потому что их увольняют, или по сокращению, или вынуждают уйти по собственному желанию. А с экранов телевизоров и со станиц газет идет буквально артиллерийский обстрел московских врачей, которые вздумали возмутиться. И этот обстрел затеян их же коллегами – руководством московского здравоохранения во главе с вице-мэром Москвы Л.М. Печатниковым, а также его приспешниками – главными врачами, теми, которые хладнокровно подписывают Приказы об увольнениях.

ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Все банально. НИКАКОЙ РЕФОРМЫ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НЕТ. А есть небескорыстное желание руководства московского здравоохранения передать здания лечебных учреждений в частные руки.

Этот процесс происходит следующим образом – сначала одна больница становится филиалом другой более крупной, затем прекращаются госпитализации на койки этого филиала, для чего скорая медицинская помощь получает соответствующее распоряжение. Таким образом, создается иллюзия пустующих коек, затем, сотрудники филиала получают уведомление об увольнении – ведь лечить некого. И уже потом здание снимается с оперативного управления Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) и через Департамент имущества или путем заключения концессионных договоров отдается в частные руки.

Факты налицо. За 2014 г. уже уволены или получили уведомления более 2,5 тыс. медицинских работников в 7 городских клинических больницах: №6; №7; №11; №19; №54; №59№72 и инфекционной больнице №3. А городская больница №63 уже давно передана в концессию Европейскому медицинскому центру, где ранее Л.М. Печатников работал главным врачом. В 2015 г. запланировано закрытие еще 20 медицинских учреждений Москвы с увольнением более 4 тыс. чел. («План-график реализации структурных преобразований сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения Москвы в части высвобождения имущества»).

КАКИЕ ОБЪЯСНЕНИЯ?

Все — ЛОЖЬ. Сначала Л.М.Печатников пытался объяснить эти сокращения тем, что его сподвигнули к этому майские Указы Президента. Но эти Указы, напротив, направлены на повышение доступности и качества медицинской помощи. Затем оправдывался дефицитом средств в системе обязательного страхования, запамятовав, что богатый московский бюджет законно может помогать здравоохранению. Для справки: валовой региональный продукт (ВРП) Москвы в 2,5 раза выше среднего ВРП по России.

Потом, ссылался на то, что в Москве коек больше, чем на Западе и в некоторых теплых странах, например, Сингапуре. Но ему популярно объяснили, что Сингапур и Москву в части здравоохранения сравнивать КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ. В Сингапуре круглый год + 25°. Этот город-страна в 1,5 раза богаче, чем Москва, причем там нет такого огромного расслоения по уровню доходов между самыми бедными и богатыми группами населения, как в Москве (соответственно в 15 и 50 раз). Это единственная страна, которая победила коррупцию. Население Сингапура моложе и, как минимум, в 2 раза здоровее, чем в Москве. Финансирование здравоохранения (общественные источники: бюджет, средства обязательного и добровольного медицинского страхования) в Сингапуре в 2,2 раза выше, чем в Москве (соответственно 1,3 тыс. $ ППС [1] и 2,9 тыс. $ ППС на душу населения в год).

А если уж брать пример со «старых» стран Евросоюза (ЕС), то необходимо делать поправку на большее число больных людей в Москве (например, смертность от болезней системы кровообращения в Москве в 2,4 раза выше, чем у них) и повышать государственное финансирование здравоохранения до их уровня, т.е. в 3 раза. А в Москве сегодня обеспеченность всеми койками уже ниже, чем во многих «старых» странах ЕС. А господин Печатников обещает, что так называемых коек «активного» или интенсивного лечения (на которых пациент может находиться до 6 дней) будет всего 35 тыс. [2] Если пересчитать это на 1 тыс. населения, то это в аккурат на 14% меньше, чем в «старых» странах ЕС, а больных то в Москве намного больше! А это означает только одно, что москвичи НЕ ПОЛУЧАТ достаточных объемов медицинской помощи.

Накануне митинга объяснения «реформаторов» в прессе стали изощреннее – они пошли по уже проторенному в истории России пути. Руководство московского здравоохранения завело «дело» на увольняемых врачей, приправив это демагогией о революции 1917 г. и очернением советской системы здравоохранения, которая, между прочим, ВОЗ была признана лучшей в мире. ВРАЧИ — вот кто оказался, по словам Л.М. Печатникова, виноват во всех бедах московского здравоохранения. Они безграмотны («…если вы чего-то не знаете, чего-то не выучили вовремя, пожалуйста, идите и учитесь…» [3] ), они мало работают («…чай пьют в ординаторской…»), они берут деньги с пациентов («.. у вас есть другие источники дохода, которые к белой и чистой зарплате не относятся…»). Такой клич «Ату, бей виноватых» работает всегда безошибочно. Особенно если к этому призывает холеный, самодовольный и абсолютно уверенный в своей непогрешимости руководитель. И большинство доверчивых москвичей, скорее всего, поверили! Действительно, пусть врачи помучаются, сами виноваты.

Да вот еще, пусть бросают любимую специальность и идут работать в первичное звено. Наверное, многим действительно придется это сделать. Только Л.М. Печатников умолчал о том, что урологу или хирургу, или инфекционисту, чтобы стать участковым педиатром или терапевтом, надо пройти переподготовку (свыше 500 часов) или ординатуру – 2 года. Кто ее будет оплачивать, кто будет содержать семью этого врача на стипендию около 7 тыс. рублей. При этом он также умолчал, что сегодня московские врачи в стационарах работают с перегрузом — на 1,3-1,5 ставки. А если их число сократить, то оставшиеся близко не смогут взять на себя дополнительную нагрузку по лечению пациентов, они ведь не машины. А если и возьмут, то будут ошибаться от усталости, а это уже неизбежно опасно для пациентов. Другими словами, в Москве дефицит врачей в первичном звене не уменьшится, в стационаре — нарастет, а качество медицинской помощи не улучшится.

А ГДЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА?

При этом никто и не заметил, что НЕТ ни одного доказательства того, что с увольняемыми врачами дело обстоит именно так, как говорит Л.М. Печатников. Однако, ЕСТЬ факты – результаты работы организатора здравоохранения Л.М. Печатникова. Судите сами, в Москве за последние 4 года:

  • обеспеченность врачами участковой службы сократилась на 11% , в результате: время ожидания пациентами участковых врачей составляет более 4-х дней, а врачей-специалистов – до 1 месяца. Причем длительность приема пациентов не превышает 9 минут, соответственно страдает качество медицинской помощи. В «старых» странах ЕС, на которые так любит ссылаться Л.М. Печатников, 90% пациентов попадает к врачу в день обращения, а средняя длительность приема — не менее 15 мин.;
  • обеспеченность коечным фондом сократилась на 30% (с 7,2 до 5,1 на 1 тыс. населения), в результате сегодня коек в Москве не хватает, чтобы обеспечить стационарную помощь по нормативам программы государственных гарантий (2,6 млн госпитализаций в 2014 г.);
  • коек реабилитации в Москве в 3 раза меньше, по сравнению со «старыми» странами ЕС, а коек длительного ухода (паллиативного и сестринских) в 6 раз меньше. Как следствие, пациентов некуда направлять, если они нуждаются в этих видах лечения;
  • часть закупленного на средства московского и федерального бюджета оборудования простаивает из-за отсутствия специалистов (специалистов по лучевой диагностике);
  • государственное финансирование здравоохранения в доле ВРП упало, соответственно: в 2011 г. – 2,6%, в 2012 г. – 2,4%, в 2013 г. – 2,3%. Такое финансирование характерно для очень бедных стран: Таджикистан, Камбоджа, Вьетнам, Папуа-Новая Гвинея. В «старых» странах ЕС оно составляет 7,4% валового внутреннего продукта (ВВП);
  • объем платных медицинских услуг в Москве вырос почти в 2 раза (с 45,9 до 86,1 млрд руб.).

Как следствие, с 2011 по 2013 г.г. показатели здоровья москвичей НЕ УЛУЧШИЛИСЬ. Общий коэффициент смертности стагнирует на уровне 9,7 случаев на 1 тыс. населения, а ожидаемая продолжительность жизни – на уровне 75,8 года (в «старых» странах ЕС – 81 год).

Хоть и видно, что комментарии излишни, но один позволим. Л.М. Печатников боится публичных дискуссий с организаторами здравоохранения. Поэтому еще раз «бросаю перчатку» и жду ответов на поставленные вопросы.

ЗАЧЕМ РАСКАЧИВАТЬ ЛОДКУ?

Сегодня этот митинг на Суворовской площади — только искры. Но зачем создавать пожар из-за некомпетентности, жадности, неуважения к своим коллегам и невыполнения долга перед пациентами отдельных «реформаторов»?

Да, очень жалко медицинских работников, которые остались один на один со своими проблемами. И нестерпимо стыдно за ложь со стороны руководства здравоохранения Москвы и полное безмолвие со стороны федерального Минздрава, профсоюзов и медицинской общественности. А ведь во все времена врачи были интеллектуальной элитой и ОПОРОЙ ВЛАСТИ.

 

Председатель Правления Ассоциации
медицинских обществ по качеству
д.м.н. Г.Э. Улумбекова

2 ноября 2014 г.

 


 

[1] ППС — паритет покупательной способности, в 2013 г. 1 $ППС = 19,3 руб.

[2] «Вести в субботу» с Сергеем Брилёвым 01.11.2014

[3] Здесь и далее Л.М. Печатников интервью «Эхо Москвы» 31.10.2014 и РТР 01.11.2014
Источник: Российский Медицинский Сервер

Print Friendly, PDF & Email

Share
 

      

Гимн альтернативной медицины

На Руси издавно сложилось своеобразное отношение власти к медработникам

Отношение народных масс к врачам также нельзя назвать особенно благоприятным

Medice cura te ipsum