Каталог шарлатанских ресурсов


Человек так и не стал у нас центром внимания

Павел Воробьев: «Нужно полностью отказаться от платных медицинских услуг во всех государственных медучреждениях»

Wide_Павел_Воробьев

На I Всероссийском съезде заслуженных врачей заведующий кафедрой гематологии и гериатрии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова профессор Павел Воробьев представил «Основные положения стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013–2020гг.», разработанные группой экспертов под руководством члена бюро исполкома Пироговского движения врачей, вице-президента Российской Медицинской Ассоциации, члена Президиума Национальной Медицинской Палаты Юрия Комарова. Стратегия была представлена на Круглом столе в Государственной Думе в присутствии двух заместителей министра здравоохранения и руководителя ФОМС, после чего было принято совместное решение по созданию Рабочей группы при Государственной Думе по доработке и конкретизации положений данного документа.

В центре реформы должен быть человек

Основной тезис стратегии состоит в том, что здоровье народа — важнейший ресурс, обеспечивающий национальное богатство и могущество страны. Здоровые люди могут строить, созидать, давать здоровое потомство, поэтому государство должно быть заинтересовано в увеличении числа здоровых граждан.

«Однако больной человек с его проблемами так и не стал у нас центром внимания, — отметил Павел Воробьев. — Мы обсуждаем все что угодно — финансирование, организацию, законы, но не обсуждаем положение больного человека в нашей стране».

В большинстве стран мира реализуется программа улучшения здоровья, в России — программа развития здравоохранения, а точнее — медицинской помощи. Однако хорошо известно, традиционное здравоохранение оказывает лишь незначительное влияние на здоровье людей. Все остальное зависит именно от здравоохранительной политики, поэтому именно на охрану здоровья нужно направлять большую часть усилий, в том числе, и медицинского сообщества, считают эксперты. Нельзя сказать, что в этом плане ничего не делается — какие-то шаги предпринимаются, но этого явно недостаточно, все это требует гораздо более значительных усилий.

«Сегодня у нас нет ни концепции, ни стратегии, ни перспективы, ни модели развития здравоохранения, —считают разработчики новой документа. — Зато принята куча законов, в которые можно вносить бесконечное число поправок, причем это еще больше дезорганизует систему, потому, что принимаются поправки, не связанные с другими законами. В программах развития здравоохранения, которые обсуждаются, абсолютно неверно расставлены акценты, нет приоритетов и нет их обоснований, К примеру, охрана здоровья вообще не относится к приоритетным программам.

О здоровье населения как о системе социального выравнивания вообще не говорится, первичной медицинской помощи внимание почти не уделяется, упор делается на высокие технологии, создание высокотехнологичных центров, а то, с чем сталкивается обычный гражданин, — остается за рамками проектов. Однако в основе всех реформ должны быть два критерия: что получат пациенты и что получит медицинский работник».

В настоящее время медицинский работник в России не является субъектом права. В законе нет таких понятий как врач, медсестра, поэтому непонятно, кого предстоит лицензировать. Кто же лечит больных в нашей стране? Медицинская организация. Это удивительная ситуация, при которой ответственность врача нулевая. О каких врачебных ошибках можно говорить в такой ситуации, когда во всем виноват главный врач? В центре реформы должен быть человек, а государство должно существовать для обеспечения его прав и свобод, убеждены разработчики проекта.

Система Семашко

В настоящее время международные эксперты оценивают действующую в России систему здравоохранения как малоэффективную. В рейтинге ВОЗ Россия занимает лишь 130 место.

«Мы предлагаем концептуально изменить парадигму отношения к системе охраны здоровья, — сообщил Павел Воробьев. — Здравоохранение должно стать основной задачей, главной ответственностью первых лиц государства. Президент США ежегодно делает доклад «О здоровье нации». У нас этого, к сожалению, нет. Первичный уровень оказания медико-санитарной помощи — это первичное звено, которым мы должны гордиться. Система Семашко, которой пользуются во всем мире, — это наше достояние, мы ее создали. А сегодня она у нас просто уничтожается всеми доступными способами».

По мнению экспертов, система охраны здоровья требует создания и реализации особой национальной программы, с помощью которой необходимо преодолевать негативные факторы, влияющие на здоровье.

Отказ от программы госгарантий

Сегодня медицинская помощь в стране дорожает, при этом она коммерциализируется и становится все менее и менее доступной.

«В этой ситуации необходимо отказаться от программы государственных гарантий, — считает Павел Воробьев. — Ни врачи, ни больные абсолютно не понимают, что же на самом деле в соответствии со ст.41 Конституции гарантируется государством. Нужно полностью отказаться от платных медицинских услуг во всех медицинских организациях государственного подчинения. Это только ухудшает ситуацию». Действительно, граждане страны неплатежеспособны. Они никогда не смогут оплатить высокотехнологичную помощь. Да и обычную медицинскую помощь большая часть населения оплатить не может. Для тех больных, которые могут платить, есть ДМС, платные услуги, частное здравоохранение.

ОМС не оправдало возлагаемых надежд

По мнению экспертов, для многих решений вообще не нужно никаких дополнительных средств, они могут финансироваться за счет существующего сегодня финансирования. Налог на ОМС нужно избавить от приставки «фонд оплаты труда», потому что у нас в стране богатые, получающие большие доходы, не оплачивают медицинское страхование. Поэтому в силу наших законов медицинское страхование недополучает примерно 80% средств, которые могло бы получать. В этой ситуации необходимо ввести прямой налог на доход, так же как и подоходный налог.

«Обязательное медицинское страхование не оправдало возлагаемых на него надежд, и кроме дополнительного увода денег из системы, ничем за 20 лет существования не прославилась», — заявил Павел Воробьев.

В странах с медицинским страхованием здоровье — это ответственность самого пациенты. В странах с бюджетной системой финансирования медицинская помощь гарантируется государством.

Как показал мировой опыт, бюджетное финансирование не хуже, чем система страхования, а на самом деле, даже лучше. В странах с бюджетным финансированием (латиноамериканские, саамские, постсоветские славянские страны) расходы на здравоохранение — меньше, а ожидаемая продолжительность жизни — выше.

Какая прибыль на больном?

Медицинское страхование — это рыночная методика. Основные атрибуты рыночных отношений: спрос, предложение, цена, торг, конкуренция. И главный — прибыль. Какая может быть прибыль на больном человеке? Однако сегодня больной — это мишень для заработка денег. Фактически ОМС материально заинтересована в росте числа больных.

«Мы ошибочно выбрали бюджетно-страховую модель организации финансирования медицинской помощи, —убежден Павел Воробьев. — При этом нужно понимать, что простое наращивание финансирования системы бессмысленно. Без изменения структуры и функциональной задачи системы, это ничего не даст. Необходимо понять, что страхования модель для нас не годится. 20 лет нашего эксперимента это однозначно показали, и мы должны постепенно от этого отказываться».

Нужно признать свою управленческую ошибку, считают эксперты, понять, что система страхования привела к деградации медицинской инфраструктуры, падению доступности медицинской помощи, и, соответственно, удовлетворенности населения.

«Можно продолжать совершенствовать существующее положение дел, до бесконечности вбивая деньги во всякие национальные проекты, которые ничего не дают реальному здравоохранению, либо переходить к менее затратной системе здравоохранения, более рациональной по организации, чтобы изменить к лучшему сложившуюся ситуацию», — заключил Павел Воробьев.

Светлана Белостоцкая,  РИА АМИ

Print Friendly, PDF & Email

Share
 

      

Гимн альтернативной медицины

На Руси издавно сложилось своеобразное отношение власти к медработникам

Отношение народных масс к врачам также нельзя назвать особенно благоприятным

Medice cura te ipsum