Каталог шарлатанских ресурсов


Диспансеризация: кто окажется «крайним»

Вряд ли кто-то поспорит с тем, что информированность Минздрава о состоянии здоровья населения — дело нужное. А учитывая, что смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в России бьет все рекорды, — тем более. С этой целью и проводится повсеместная диспансеризация взрослого населения. Однако совершенно очевидно, что программа дает сбой. Причины тому основные две:

1. И без того непомерные нагрузки на участковую службу вкупе с более чем скромной зарплатой врачей.

2. Низкая мотивация россиян на здоровье, фатальное к нему отношение. Как следствие – нежелание обследоваться.

Итог: проверки, проводимые не только местными департаментами и Росздравнадзором, но и прокуратурой выявляют массовые нарушения. Вот, к примеру, одна из недавних.

Смоленская область, Вяземский район. Выявлено 11 человек, смерть которых наступила раньше даты оформления документов о якобы проведенной диспансеризации. Согласно справки ЗАГСа, одна женщина умерла в ноябре 2012 года, тогда как диспансеризация датируется октябрем 2013 года. Существовала практика, когда создавались дубликаты амбулаторных карт, отдельная картотека, чтобы пациенты не видели результатов обследования, которое они якобы проходили. Для внесения записей о диспансеризации использовались также выписки из стационаров. Многие пациенты, при обращении к ним, не смогли подтвердить факт участия в программе. Эту информацию поведал анонимный источник в прокуратуре.

Удивляет поведение врачей. В ходе проверки они выгораживали свое начальство, что делало их единственно виновными. Медики отказывались понимать, что принуждение к нарушению Законодательства РФ – в случае подтверждения его в суде — есть более тяжкое преступление, чем сам факт правонарушения.

По результатам проверки межрайонной прокуратурой направлено представление главному врачу Вяземской ЦРБ о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении заместителя главврача по поликлинической работе. В полицию направлен рапорт об обнаружении признаков состава преступления по части 3 статьи 159 УК (Мошенничество). Остается надеяться, что вмешательство общественных организаций поможет вывести из-под удара рядовых медиков, чем, они, организации, сейчас и занимаются.

Ситуацию комментирует участковый терапевт из Смоленска: «К сожалению, такие случаи не единичны. В 2013 году диспансеризация стартовала в апреле месяце, и нам пришлось работать в авральном режиме. Правда, сейчас, в 2014, в нашем учреждении это явление сведено к минимуму, практически не наблюдается. Зарплата начинающего участкового составляет примерно 13-14 тысяч рублей «чистыми», со стажем и категориями – около 18 тысяч рублей. За каждого пациента, проведенного по диспансеризации, доплачивают 100-150 рублей в зависимости от поликлиники. Копейки, конечно, но доктора и этому рады. План составляет примерно 60 человек на врача в месяц. За невыполнение – административный прессинг».

«Такие факты, безусловно, есть, — соглашается с коллегой участковый доктор из столицы. – Перед внесением записи о диспансеризации пациента обычно прозванивают, узнают, не умер ли он и не проживает ли по другому адресу. Просят в случае чего подтвердить, что обследование ему проводилось, говорят, какое именно. Потом проходят по специалистам и вносят записи. А что делать? По-другому выполнить план не получается чисто физически».

И подобных откровений – великое множество. Получается не совсем красивая картинка. Вернее, совсем не красивая. Бюджетные деньги выделяются, бумаг изводится огромное количество, а КПД этих телодвижений – ноль. Очевидно, что проблема многогранная, и на низовом уровне ее не решить. Минздраву следовало бы пересмотреть нормативы применительно к участковой службе. Как вариант, возложить нагрузку по диспансеризации на освобожденных врачей.

А пока прокуратура предупреждает: рядовой врач, осваивая порочную практику «приписок» должен понимать, что груз ответственности ложится целиком и полностью на него как на исполнителя услуги, и доказать обратное в суде будет трудно. Поэтому в случае давления со стороны начальства нужно незамедлительно обращаться либо в вышестоящие структуры, либо в правоохранительные органы.

Обращаясь к коллегам, от себя добавлю: желание зарабатывать больше – вполне справедливое желание. Хорошо, если оно подкрепляется коллективной борьбой за свои трудовые права – участием в общественной жизни сообщества, созданием правозащитных организаций, независимых профсоюзов и пр. Куда хуже, если оно сводится к слепому потаканию требованиям начальства. Причем требованиям с заведомо криминальным подтекстом. Диспансеризация – госпрограмма, как бы мы с вами к ней ни относились, и внимание к ней – пристальное.

Очень не хотелось бы, чтобы и здесь «крайними» оказались мы, дорогие коллеги!

Виталий Иванов,  Эхо Москвы

Print Friendly, PDF & Email

Share
 

      

Гимн альтернативной медицины

На Руси издавно сложилось своеобразное отношение власти к медработникам

Отношение народных масс к врачам также нельзя назвать особенно благоприятным

Medice cura te ipsum