Каталог шарлатанских ресурсов


Плагиат в диссертации: мое или наше?

На прошлой неделе диссертационный совет в Пермской медакадемии впервые за многие годы отечественной медицинской научной практики заслушал претензии по поводу плагиата в диссертации от доктора, эксперта ВОЗ, автора известного фармакологического справочника, известного российского борца за этичность в науке, зав. кафедрой фармакологической и клинической фармакологии Казанского федерального университета, профессора Лилии Зиганшиной. На этом настоял Минобрнауки. Совет Зиганшину выслушал и…отказал.

История с сотрудничеством

Истории с плагиатом из работ Лилии Зиганшиной уже не первый год. «Когда для Татарстана составлялась система обеспечения лекарствами и лекарственный формуляр, профессор Лилия Зиганшина сотрудничала с Минздравом республики, — рассказал РИА АМИ Президент общества специалистов доказательной медицины, профессор Василий Власов. — В министерстве лекарственным обеспечением руководила Фарида Яркаева, по совместительству доцент в Казанском медуниверситете. Несколько публикаций о системе лекарственного обеспечения были написаны коллективом авторов, и Фарида Яркаева значилась среди них. Но диссертация Фариды Яркаевой включает большое количество текстов, автором которых она не является. Не было в ней и обязательного раздела «Личный вклад соискателя». Не захотели это увидеть официальные оппоненты и члены диссертационного совета. Защита докторской диссертации прошла успешно в декабре 2009 года. И, в конце концов, после жалобы Лилии Зиганшиной к управленцам разного уровня по поводу плагиата закончились увольнением самой Зиганшиной и ее коллег».

Теперь Минобрнауки потребовало от диссертационного Совета Пермской медакадемии рассмотреть апелляцию Лилии Зиганшиной относительно присуждения докторской степени Фариде Яркаевой (http://polit.ru/article/2011/09/27/yarkayeva/), — сообщил профессор Власов, — и председатель Людмила Чекрышкина даже проинформировала Зиганшину о заседании за два дня телеграммой, так, что у последней были только сутки, чтобы домчаться до места заседания. Но Зиганшина сделала это. Госпожа Чекрышкина при полном единодушии совета провела заседание таким образом, что претензии Зиганшиной были вновь отвергнуты на основании «позапрошлогодних объяснений Яркаевой». Главный аргумент диссертационного совета — «18% незаконного заимствования не делают проблемы». Мне интересно, какое решение теперь вынесет Минобрануки относительно диссертационного совета, в котором 18% воровства не считаются воровством?»

Сама профессор Зиганшина рассказала корреспонденту РИА АМИ, что впечатления от «срежиссированного» с «базарной дискуссией» заседания остались у нее скверные. «Оглушенные гневом члены совета не слышали доводов», — написала в письме Лилия Зиганшина. «Они все перевернули с ног на голову», «уровень их незрелости, полного отсутствия какой-либо академичности, хамства, я бы сказала, меня просто поверг в шок», — заключила она, подозревая откровенный сговор участников. Выступила в конце заседания и Фарида Яркаева, которая убеждала членов совета, что в диссертации «все сделала сама».

Это не финиш!

В дальнейшем профессор Зиганшина намерена обратиться в Минобразования с жалобой на «нарушение процедуры и отсутствие рассмотрения вопроса по существу», а также потребовать заключение совета, которое ей так и не выдано. «В современных российских медицинских публикациях плагиат — практически норма жизни, — пишет профессор Зиганшина. — Сейчас так много все новых и новых изданий, наверное, без плагиата не обходится». Что касается других стран, то профессор Зиганшина, как эксперт ВОЗ, знакомая с научной практикой многих государств, уверена, что и там не без греха. «Но, думаю, что такого стыда, как у нас, нет», — заключает ученый.

30% купленных диссертаций

ВАК этой зимой сделал первую и пока единственную попытку очищать ряды ученых от плагиаторов, и даже закрыл один диссертационный совет но это — мизер. По оценкам ВАК, в России почти 30% купленных диссертаций. Каждый год в РФ почти тысяча диссертаций отклоняется из-за выявленных заимствований. По оценкам Общества специалистов доказательной медицины, общее количество заимствований в медицинских публикациях составляет от 10 до 20%. Такого же мнения придерживается и директор института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина, которая полагает, что в РФ заимствования содержит каждая пятая диссертация. По данным доктора философских наук, профессора, чл.-корр. РАН, заведующего отделом Института философии РАН Бориса Юдина, в области клинических исследований от такой порочной практики «могут пострадать пациенты — участники исследований, не говоря уже о том, что уровень науки в таком случае катастрофически падает, исчезает доверие к надежности научных данных и рекомендациям врачей».

Эксперты убеждены в том, что к фальсификациям в диссертациях приводит то, что они мотивированы только последующими денежными выплатами. «Где в российских статьях отрицательные результаты медицинских исследований? Это факт фальсификаций, так как реально 100% положительных исследований в науке быть не может. По-прежнему, максимум, на что может рассчитывать пострадавший от научного воровства — это на избавление научного коллектива от плагиатора, но как показало последнее заседание в Перми, даже этого добиться бывает крайне сложно. Между тем, комиссия Минобрнауки в нынешнем году проверила 19 докторских и 6 кандидатских диссертаций, защищенных в МПГУ. Только у 1 из 25 авторефератов в списках не было фиктивных публикаций, а в 7 работах были скопированы тексты на 87%объема. Ряд участников форумов считают, что «в гибели российской науки виновата Высшая аттестационная комиссия (ВАК), столь же бессмертная, сколь и разрушительная» . http://www.ng.ru/politics/2010-05-18/3_kartblansh.html.

Пока что ВАК только пытается изменить систему контроля за диссертационными советами, а борьба общественности с плагиатом еще не принесла очищения в науку. Л.Е. Зиганшина, насколько нам известно, единственная жертва плагиата, требующая копипастера к ответу.

 

Ирина Власова,  Российское агентство медико-социальной информации «АМИ»

Print Friendly, PDF & Email

Share
 

      

Гимн альтернативной медицины

На Руси издавно сложилось своеобразное отношение власти к медработникам

Отношение народных масс к врачам также нельзя назвать особенно благоприятным

Medice cura te ipsum