Каталог шарлатанских ресурсов


Ушел на фронт

Дискуссия вокруг законопроекта Минздравсоцразвития «Об охране здоровья граждан в РФ» вышла на новый уровень. Пока критики законотворческих инициатив ведомства Татьяны Голиковой взывают к общественному мнению на круглых столах, организованных думской фракцией КПРФ, глава Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль присоединился к Народному фронту Путина, заручившись несколько расплывчатым обещанием премьера не торопиться с утверждением нового закона.

Леонид Рошаль на заседании координационного совета Общероссийского народного фронта

Законопроект Минздрава, призванный заложить новые основы отечественного здравоохранения, был принят в первом чтении Госдумой 31 мая. До этого официальное общественное обсуждение законопроекта проводилось на сайте Минздравсоцразвития, в Общественной палате, потом – еще раз на сайте Минздрава и на новом думском ресурсе blogoduma.ru, а также снова в Общественной палате. Кроме того, по личному распоряжению Владимира Путина к работе над законопроектом в Государственной Думе было решено допустить представителей медицинской общественности.

Однако всего этого оказалось недостаточно. Критики Минздрава, группирующиеся вокруг Пироговского движения врачей, не отказались от требования отозвать законопроект из Государственной Думы. Что касается открытого для общественности обсуждения документа в Думе и на других официальных площадках, то, по мнению недовольных, их претензии так и не были услышаны думским большинством: принимаемые поправки носят косметический характер, принципиальные же возражения не учитываются. Впрочем, в точно таком же режиме и без какого-либо внимания к стенаниям несогласных происходило утверждение двух предыдущих законопроектов Минздравсоцразвития – «Об обращении лекарственных средств» и «Обязательном медицинском страховании в РФ».

В гостях у Зюганова

У Минздрава нет никаких причин прислушиваться к критике, когда любое решение Думы зависит от единственной партии, неформальным лидером которой является премьер-министр. Однако в обстановке надвигающихся выборов у недовольных возникают дополнительные возможности заявить о себе под эгидой совершенно бесполезной в другое время парламентской оппозиции.

16 июня в Думе прошел круглый стол по проблемам здравоохранения, организованный фракцией КПРФ. В мероприятии, проходившем под председательством Геннадия Зюганова, приняли участие почти все организации, ранее отметившиеся в полемике с Минздравом: Пироговское движение врачей, Общество специалистов доказательной медицины, Формулярный комитет РАМН, общества по защите прав пациентов с редкими и онкологическими заболеваниями. Удивительно, но факт: отстаивать позицию Минздравсоцразвития в абсолютно враждебной аудитории согласилась заместитель министра здравоохранения Вероника Скворцова.

Впрочем, ничего принципиально нового Скворцова участникам обсуждения не сообщила, ограничившись перечислением основных новаций законопроекта, а также обещанием принять к сведению ряд не очень существенных поправок. Например – отшлифовать понятийный аппарат, доработать статью, касающуюся приоритета профилактических мероприятий в здравоохранении, добавить положение об ответственности органов исполнительной власти за сохранение здоровья населения, которое отсутствует в первоначальной версии закона (разработчикам казалось, что социальная ответственность государства с очевидностью следует из контекста документа, пояснила замминистра).

Модернизировать нечего

Желающих обсуждать поправки на круглом столе не нашлось. По словам заместителя председателя Формулярного комитета РАМН Павла Воробьева, рассматривать документ в деталях бессмысленно: его концепция не ясна, но, во всяком случае, она мало связана с реальным положением дел в отечественном здравоохранении. «В изложении Минздрава все звучит очень гладко, но мы должны помнить, что инфраструктура либо отсутствует, либо изношена на 60, 70, 80 процентов. Многие больницы расположены, простите, в конюшнях, в бараках, в жилых домах. Какая модернизация, о чем мы говорим?.. Эти здания должны быть уничтожены и на месте них должны быть возведены новые!» — считает Воробьев.

Одно из важнейших положений нового законопроекта — введение обязательных к исполнению порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Однако для значительной части региональных медучреждений эти новые требования могут оказаться невыполнимыми. По словам главврача из Ульяновской области Алексея Куринного, в своем регионе он знает только одно медучреждение, способное соответствовать новым стандартам – областную больницу, которой он руководит.

В связи с нищенскими зарплатами продолжается бегство врачей из специальности, говорит Воробьев. Более половины, а по менее оптимистичным оценкам — до 80 процентов выпускников медвузов не идут в медицину. Особенно тяжелая ситуация – в сельской местности и труднодоступных районах. «Даже многократные повышения зарплаты и раздача квартир ничего не решают, люди не хотят и не будут там жить», — предупреждает он. Свой вклад в процесс вымывания кадров из провинции вносят федеральные медицинские центры, строящиеся в рамках нацпроекта «Здоровье» и переманивающие врачей более достойными зарплатами. «Есть случаи, когда из муниципальных больниц в полном составе увольнялись анестезиологи», — утверждает Воробьев. Таким образом, равная доступность медицинской помощи населению России, декларируемая новым законом, остается пустыми словами.

По мнению Воробьева, исправить такое положение отчасти могло бы внедрение полноценной службы парамедиков, играющей большую роль в большинстве развитых стран. В ряде случаев их функции могут и должны выполнять служащие силовых ведомств – например, полиция. Однако в новом законе об этом ничего не говорится.

Согласно материалам, распространенным на круглом столе, в настоящее время в системе здравоохранения не хватает 60 тысяч специалистов. Коэффициент совместительства в медучреждениях составляет в среднем 1,4 – 1,6, соотношение врачей и медсестер – 1:2 (вдвое хуже, чем в развитых странах). 90 процентов врачей жалуются на постоянное переутомление, отсутствие времени на переобучение и повышение квалификации, отсюда – огромное количество врачебных ошибок, отмечает депутат-коммунист Олег Куликов.

Новый закон мало что меняет в положении медработников. По словам председателя ЦК профсоюза работников здравоохранения Михаила Кузьменко, в документе ничего не говорится о нормах оплаты труда врачей, среднего и младшего медицинского персонала. А из социальных гарантий упоминается лишь «право на труд и отдых». Между тем, зарплаты медиков в России не индексировались в течение трех последних лет, и в настоящее время находятся где-то на уровне официального прожиточного минимума. Не говоря уже о медсестрах и младшем медперсонале.

Вполне закономерно, что в условиях хронического многолетнего недофинансирования системообразующим компонентом российского здравоохранения стала коррупция. «Система взяток канализирована снизу доверху, и если эти каналы закрыть, то система рухнет, поскольку поток взяток – единственный реальный поток денег в стране», — предупреждает Воробьев. Но проблема создания антикоррупционной среды также не рассматривается в законопроекте.

Не предусмотрены документом и минимальные размеры государственных затрат на здравоохранение. По мнению многих участников обсуждения, их необходимо законодательно закрепить на уровне хотя

Наконец, еще одна принципиальная претензия к законопроекту — это отсутствие в нем гарантий бесплатного лекарственного обеспечения жителей РФ. Да, в документе есть глава, посвященная «7 нозологиям», которая фиксирует эту федеральную программу в неизменном виде. Однако потребности россиян, нуждающихся в дорогостоящих лекарствах, этой программой не покрываются. Например, по подсчетам сопредседателя общественной организации «Равное право на жизнь», пациенты с онкогематологическими заболеваниями, включенные в «7 нозологий», составляют лишь около 3,5 процентов от общего числа российских онкобольных. Тем, кто в программу не попал, приходится рассчитывать на милость региональных чиновников, которые, впрочем, не склонны тратить деньги на «дорогостоящих» пациентов, либо на помощь благотворителей.

В гостях у Путина

На круглом столе в Государственной Думе не было представителей Национальной медицинской палаты. Это казалось странным, тем более, что лидер НМП Леонид Рошаль ранее признал бесперспективными попытки доработать законопроект Минздрава в рамках парламентской процедуры. Однако, как выяснилось позже, Рошаль был занят на более важном мероприятии: принимал участие в заседании координационного совета Народного фронта Владимира Путина.

Итогом этого совещания стали две важные для медицинского сообщества новости: вступление Национальной медицинской палаты в Народный фронт, а также заявление Путина о том, что «нет никакой необходимости гнать с приемкой» закона о здравоохранении, так что торопиться с его утверждением в Государственной Думе не будут. Что именно значат эти слова, сказанные в разговоре с Рошалем, понять сложно. Стоит отметить лишь, что ранее эксперты НМП высказывали те же претензии к законопроекту, что и участники круглого стола, собранного под эгидой КПРФ.

Например, в Палате также ждут от нового законопроекта гарантий достойной оплаты труда медработников, реального, а не декларативного включения медицинского сообщества в управление отраслью, нормализации ситуации с лекарственным обеспечением населения (в том числе путем введения системы всеобщего лекарственного страхования), наконец — законодательного закрепления минимального уровня расходов государства на здравоохранение.

«Неторопливая» работа над законопроектом, которую вроде бы пообещал Рошалю Путин, подразумевает выполнение хотя бы некоторых из этих требований. При этом во всех случаях речь идет о крайне затратных для государственного бюджета мероприятиях. С учетом российских традиций, вообразить себе такой рост расходов на здравоохранение непросто. Впрочем, чего только не случается в предвыборный год.

Михаил Алексеев,  МедПортал

Print Friendly, PDF & Email

Share
 

      

Гимн альтернативной медицины

На Руси издавно сложилось своеобразное отношение власти к медработникам

Отношение народных масс к врачам также нельзя назвать особенно благоприятным

Medice cura te ipsum