Каталог шарлатанских ресурсов


В отечественной медицине существует военизированная вертикаль

фото - medprivat.ru

Модернизация медицины, о которой в последнее время так много говорится, вселяет оптимизм. Только в Самарской области в 2011 г. на реанимацию больниц и поликлиник, закупку нового оборудования и совершенствование самой системы предполагается потратить более 10 млрд. рублей. Насколько эти планы реально выполнимы и что им может помешать? Почему продолжительность жизни в нашей стране находится на 150 месте в мире? Сможет ли когда-нибудь отечественная медицина соперничать с западными, американскими и израильскими клиниками? На эти и другие вопросы порталу Самара.ру ответил президент «Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики», генеральный директор первой самарской частной клиники Алексей Каменев.

— Как вы относитесь к переменам, которые происходят сейчас в системе здравоохранения?

— Мое мнение на этот счет неоднозначно. Все, что происходило в отечественной медицине в последние 20 лет, не принесло никаких стратегических изменений. Смертность у нас по-прежнему высокая, качество медицинских услуг — низкое. Государство выделяет колоссальные средства на то, чтобы привести в нормальное состояние наши больницы и поликлиники. Это, безусловно, правильно и хорошо. Но в настоящий момент в ремонте нуждается не столько внешняя сторона (здания, кабинеты, поликлиники), сколько сама по себе система здравоохранения. Она у нас в корне неправильная, и от этого страдают люди.

— Что значит неправильная?

— Эта система давно сама себя изжила. Люди боятся идти в больницу. Уровень оказания услуг, отношение врача к пациенту, количество платных услуг — все это оставляет желать лучшего. Все структуры давно уже перешли к рынку. Жизнь идет по другим законам, но вот в медицине до сих пор существует жесткая, я бы даже сказал, военизированная вертикаль, которая устраивает только тех, кто находится на ее верхушке. О пациенте здесь думают в самую последнюю очередь. Поэтому люди и боятся идти в больницу. А если и идут, то предпочитают найти через друзей, знакомых, родственников какого-то «своего» врача, заплатить ему где-то под столом, чтобы он тобой занимался, уделил достаточно времени и прописал правильное лечение.

— То есть неправильное лечение и врачебные ошибки зависят от того, что мы выбрали не тех врачей?

— Не совсем так. Дело в том, что доктор в обычной поликлинике настолько загружен, что больными ему заниматься в общем-то некогда. Когда у него в коридоре очередь, когда нужно оформить кучу бумаг и есть те, которые дадут что-то под столом, то вероятнее всего, что на обычных «рядовых» пациентов у него просто не хватит времени. Ведь он будет уделять предпочтение «своим». Вооружите врача чем угодно, но при существующей системе приема, загруженности не сможет он при всем желании оказать вам качественных услуг.

— От чего это зависит? От того, что у нас не хватает врачей?

— Да врачей у нас достаточно. Больше, чем где бы то ни было. Просто занимаются они не совсем своей работой. Вот, скажем, зачем ему писать все эти бумаги, на которые он тратит так много времени? Везде, во всех цивилизованных странах давно уже существует институт помощников врачей. Они-то и должны взять на себя все формальности, тогда как доктор занимается тем, чем он и обязан заниматься — лечит людей. Кроме того, на подготовку помощника не обязательно тратить столько же времени, сколько на подготовку самого врача. Это и для государства обходится гораздо дешевле.

— В настоящее время практически в любом учреждении здравоохранения существуют платные услуги. Как вы к этому относитесь?

— Этого быть не должно ни в коем случае. Вы представляете, что происходит с доктором при этом? Это же раздвоение личности. С одной стороны он принимает людей из общей очереди (бесплатных), с другой — тех, кто услуги оплатил. Понятно, что ему выгоднее вторая категория. А уж особенно если учесть, какую зарплату у нас получают доктора. Внедрение платных услуг, на мой взгляд — это стратегическая ошибка. О какой нравственности мы можем после этого говорить?

— В чем вы видите выход из этой ситуации?

— Необходимо опираться на другие рычаги. Развивать частную систему здравоохранения. И сделать так, чтобы она также получала какие-то преференции от государства. Зачем содержать те же самые поликлиники, когда можно отдать их в частные руки? Монополизм здесь невозможен. Должны развиваться все уровни. Не только государственная медицина, но и автономные некоммерческие структуры, и частные клиники.

Кроме того, необходимо внедрять саморегулирование. Не насаждать его сверху, а развивать. Врач должен нести полную ответственность перед медицинским сообществом. А сообщество — ответственность перед пациентом. Перелом произойдет лишь тогда, когда вертикаль перед принятием решения будет опираться на мнение общественных организаций. А их у нас достаточно. Пока же все решает небольшая группа управленцев. Мы пытаемся вести диалог с первыми лицами государства. И, надо сказать, у нас есть понимание по некоторым вопросам. Но с управленцами не то чтобы договориться, даже встретиться порой бывает сложнее.

Таким образом, модернизация, что происходит сейчас в стране, вещь, безусловно, нужная. Но, на мой взгляд, каких бы то ни было существенных изменений в себе она не несет. Да, в наших больницах и поликлиниках сделают ремонт, и где-то появится хорошее оборудование. На сколько этого хватит? Ремонт может продержаться несколько лет, оборудование устареет уже через несколько месяцев. А система как была, так и остается неизменной.

Print Friendly, PDF & Email

Share
 

      

Гимн альтернативной медицины

На Руси издавно сложилось своеобразное отношение власти к медработникам

Отношение народных масс к врачам также нельзя назвать особенно благоприятным

Medice cura te ipsum