В 2010 году объем российского рынка международных клинических исследований упал более чем на четверть
В 2010 году объем российского рынка международных клинических исследований упал более чем на четверть
В 2010 году Россия недополучила по сравнению с 2009 годом 100 новых международных клинических исследований. Более 25% своего годового объема рынок международных клинических исследований потерял за 4 месяца работы новой регуляторной системы – с момента вступления в силу закона «Об обращении лекарственных средств». Возможности участвовать в международных исследованиях лишились не менее 10 тыс. российских пациентов.
Это самое значительное падение российского рынка клинических исследований за всю его историю. По количеству международных исследований Россия вернулась на уровень 2004 года. Число международных исследований, ежегодно размещаемых в России, на протяжении последних лет стабильно превышало 340, в них включалось 40-45 тысяч человек.
За 8 месяцев 2010 года (январь-август) Росздравнадзор выдал 220 разрешений на международные исследования. Поскольку Минздравсоцразвития не ведет надлежащим образом реестр выданных разрешений, о количестве разрешенных с сентября исследованиях можно только догадываться. Последняя озвученная ведомством цифра — 54 разрешения на все исследования, как локальные, так и международные. Исходя из того, что в среднем международные исследования составляют в России 60% от общего числа КИ, можно предположить, что за 4 месяца Минздравсоцразвития выдало около 30 разрешений на международные исследования. Всего, таким образом, в 2010 году в России было разрешено примерно 250 международных исследований (220+30=250). В итоге, по сравнению с 2009 годом, когда было одобрено 348 таких исследований, Россия недополучила порядка 100 исследований, падение составило более 25%.
С вступлением в силу закона «Об обращении лекарственных средств» и подзаконных актов регуляторная среда стала недружелюбной и слабо предсказуемой, появилось множество излишних административных барьеров. До сих пор не решены проблемы со страхованием пациентов и ввозом зарегистрированных препаратов. По словам представителей Минздравсоцразвития, министерству не хватает «пропускной способности», чтобы справиться с потоком дел. Одним из последствий стало снижение инвестиционной активности компаний-спонсоров международных исследований. Регуляторные проблемы уже начали перевешивать такие конкурентные преимущества России на мировом рынке клинических исследований, как высокая скорость набора пациентов и высокое качество работы медицинских специалистов.
До 1 сентября 2010 года предпосылок к падению объема рынка не было. В 2004 — 2007 годах рынок активно рос, с 2007 по 2009 год — был стабилен. Все свидетельствует в пользу того, что при старой системе объем рынка в 2010 году остался бы, по меньшей мере, прежним.
«Одной из задач реформы регулирования фармрынка было объявлено упрощение вывода новейших препаратов на российский рынок и повышение их доступности для населения. Однако падение количества международных исследований означает не что иное, как сужение возможности доступа к современным терапиям для российских пациентов.
В то время как высшее руководство страны борется за улучшение инвестиционного имиджа России и призывает западных инвесторов к локализации инновационных производств и компетенций в России, едва ли не единственная действительно инновационная отрасль, уже локализованная в нашей стране, поставлена на грань выживания», — заявила исполнительный директор АОКИ Светлана Завидова.
Об АОКИ:
Ассоциация организаций по клиническим исследованиям (АОКИ) была основана в 2007 году. АОКИ объединяет юридических лиц — участников российского рынка клинических исследований. На сегодня членами АОКИ являются 23 фармацевтические компании и контрактные исследовательские организации.
АОКИ ставит своей целью дальнейшее развитие рынка клинических исследований в России, в том числе путем содействия обеспечению баланса интересов его участников, пациентов, медицинского сообщества и государства, гармонизации российского законодательства с международными требованиями, а также продвижения этических стандартов ведения бизнеса.