Каталог шарлатанских ресурсов


Кент и Сведенборг

Завоеванием настоящего профессионального признания современная гомеопатическая медицина обязана прежде всего сторонникам классической гомеопатической школы, становление и развитие которой связано с именами двух выдающихся личностей – Константина Геринга, прославившегося своими “Законами Геринга”, и Джеймса Тайлора Кента, написавшего знаменитые “Лекции по гомеопатической философии”. Согласно определению Геринга и Кента, унитарная (классическая) гомеопатия основана на строгом соблюдении ганемановского закона Simllia, включающего в себя исследование и оценку симптомов больного, среди которых ведущее значение имеют психические и особенные, необычные симптомы.
Уницистская школа, основанная Герингом и Кентом, подверглась мощному влиянию философских идей, выдвинутых в XVIII в. шведским ученым, философом и мистиком Иммануилом Сведенборгом.

Иммануил Сведенборг
(1688-1772)

Иммануил Сведенборг родился в Стокгольме 29 января 1688 г. Отец его, доктор Испер Сведберг, происходивший от старинной шведской фамилии, был епископом и полковым священником королевской гвардии. Молодой Иммануил, одаренный счастливейшими способностями, получил отличное образование в Упсальском университете и с ранних лет отличался неутомимым стремлением к приобретению познаний. Его занятия включали филологию, философию, все отрасли математики, астрономию и все естественные науки. Первыми изданными трудами его были: в 1709 г. – академическая диссертация, имевшая предметом изречения римских философов, и в 1710 г. – собрание латинских стихотворений, обнаруживающих редкую живость воображения. Для завершения своего образования Сведберг предпринял путешествие по Англии, Голландии, Франции и Германии, и в течение четырех лет посещал знаменитейшие их университеты. С особенной любовью предался он изучению математики, астрономии, механики и физики и по возвращении издал в Стокгольме в 1716 г. свои математические и физические опыты и замечания, принесшие ему известность среди ученых.
Эти труды и деятельность Сведберга обратили на него внимание Карла XII, и король, из уважения к талантам молодого математика, назначил его в 1716 г. (в 28 лет), без всякого с его стороны искательства, чрезвычайным асессором (консультантом) королевской горной коллегии. С этого времени Сведберг пользовался личным покровительством короля, который нередко искал его общества, и в 1718 г, при осаде Фридрихсгаля, имел случай оказать Карлу особенную услугу изобретением механического снаряда, посредством которого перекатил через горы и долины, отделяющие Швецию от Норвегии, на расстояние двух с половиной миль две галеры, пять больших лошадей и одну шлюпку, употребленные Карлом для перевозки осадной артиллерии под самые стены Фридрихсгаля. Эта. заслуга и новые труды ученой деятельности Сведберга были оценены шведским правительством, и признательная королева Ульрика Элеонора возвела его в 1719 г. в дворянское достоинство, с которым и соединено почетное переименование Сведберга в Сведенборга.
Обязанности Сведенборга как человека и гражданина всегда были для него предметом самого добросовестного исполнения. На многих его рукописях обнаружена следующая заметка: “1) часто читать Слово Божье и размышлять о нем; 2) покорять себя во всем воле Божественного промысла; 3) соблюдать во всех поступках истинное приличие и хранить всегда безукоризненную совесть; 4) исполнять честно и правдиво обязанности своего звания и долг службы, и стараться сделать себя во всех отношениях полезным членом общества”.
Проникнутый этими убеждениями, Сведенборг, имея все нужные теоретические сведения об основах горного искусства, не хотел, однако, вступить в отправление предоставленной ему королем должности, не изучив совершенно металлургии и вообще всего, относящегося к добыче и обработке минералов. С этой целью он в 1721 г. предпринял новое путешествие для обозрения и исследования рудников и разработки металлов на горных заводах в Швеции, Саксонии и Брауншвейге, а впоследствии – в Австрии и Венгрии. Среди этих занятий Сведенборг неутомимо трудился для науки и обогатил ее многими сочинениями по минералогии, физике, химии, астрономии, гидростатике и кораблестроению. Все они изданы в 1721-1722 г.г.
Все, что являлось замечательным в ученом мире, всякое новое открытие или важное сочинение обращало на себя его деятельное внимание, он спешил ознакомить с ними своих соотечественников, приобретая и отправляя в Швецию все нужные для этого материалы. Возвратясь в Стокгольм, Сведенборг принял на себя должность асессора, и с этого времени деятельность его сосредоточилась преимущественно на минеральном царстве природы, на философском исследовании и объяснении явлений стихийного мира, основанном на началах математики. Он написал по этим вопросам обширное сочинение, которое было издано в 1734 г. в трех томах под названием “Opera philosophica et mineralia” (Философские и минералогические труды). Это сочинение еще больше возвысило имя Сведенборга в кругу европейских ученых. Стокгольмская академия и другие ученые общества Европы избрали его в число своих членов. Тогда и Санкт-Петербургская академия наук прислала ему от 17 декабря 1734 г. диплом о присвоении звания члена-корреспондента.
И вот на 56-м году жизни с ним произошло событие, в корне изменившее всю его судьбу. Это случилось в ночь с 6-го на 7-е апреля 1744 года. После долгого, утомительного, заполненного непрестанными трудами дня Сведенборг ложится в постель и вскоре погружается в состояние, промежуточное между бодрствованием и сном. Находясь в полузабытье, он общается с Богом, и в эту знаменательную апрельскую ночь происходит удивительная и волшебная трансформация известнейшего ученого-естествоиспытателя в самого знаменитого европейского духовидца и теолога. Первое видение произвело на Сведенборга неизгладимое впечатление. С удвоенной энергией погрузился он в чтение Библии и размышления над ее текстом. Примерно через год такого труда, всецело поглотившего его силы и время, он был удостоен второго видения. Сведенборг пишет об этом следующее: “В эту ночь открылся мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть духов на небесах и в аду. С этого момента я отрешился от всех светских дел, чтобы исключительно посвятить себя духовным размышлениям, как это мне было приказано. Впоследствии взор моего духа часто открывался, так что среди дня я мог видеть то, что происходит на том свете, и мог говорить с духами, как с людьми”.
С этого времени многосторонняя деятельность Сведенборга приняла исключительно религиозное направление. В 1747 г. он сложил с себя обязанности государственной службы. Король, из уважения к заслугам Сведенборга, предложил возвести его при увольнении со службы в звание барона, но Сведенборг отклонил эту почесть и просил короля только о назначении ему пенсиона вполовину того оклада, который он получал в качестве асессора горной коллегии.
Начиная с 1745 г. он работает над созданием многочисленных теологических сочинений, во главе которых стоит “Arcana Coelestia” (“Тайны неба”), где Сведенборг трактует первые девяносто глав Библии, переведенных им самим с подлинника (Книги Бытия и Исхода). Труды его насчитывают от 30 до 40 томов, причем все они написаны по-латыни.
Все свои сочинения Сведенборг печатал в Лондоне и Амстердаме, всегда с собственноручных манускриптов, писанных, по словам его, прямо набело, а потом рассылал их по разным университетам или раздавал духовным и светским лицам, известным в ученом мире своими трудами и значением. Других путей Сведенборг для распространения своего учения не избирал и был далек от духа сектаторства и старания обрести прозелитов.
Глубокая старость не ослабила духовной деятельности и телесных сил Сведенборга. В 1771 г. он еще раз отправился в Лондон с намерением издать при жизни последнее свое сочинение – “Wera Christiana religio” (“Истинная христианская религия”). Сведенборг успел в этом, но предел земных трудов его был уже близок. В Лондоне в конце того же года он был настигнут апоплексическим ударом, вследствие которого и скончался 29 марта 1772 г. на 85-м году своей неутомимой жизни, посвященной высокому служению истине.
Без сомнения, труды Сведенборга пользовались значительно большей популярностью и оказывали значительно большее влияние, чем было принято говорить о них. Недоброжелательное отношение к его идеям связано, скорее всего, с так называемым “мистическим периодом” жизни Сведенборга, который трудно согласовать с рациональными и научными взглядами, присущими первым пятидесяти годам его жизни. Среди выдающихся людей, которые являлись приверженцами идей Сведенборга, можно встретить имена Колериджа, Карлайла, Теннисона, Гете, Гейне, Торей, Блейка, Эмерсона, Оноре де Бальзака, Достоевского и др. Американский трансцендентализм можно рассматривать как духовное движение, основанное великими писателями XIX ст. на восточном побережье Американского континента. Это интеллектуальное движение также было проникнуто философией Сведенборга.

Трансцедентализм

К 1784 г. философские идеи Сведенборга достигли восточного побережья Америки. Они тут же вписались в духовную среду, царившую в этой части Нового Света. Интеллектуальные движения того времени были основаны на новейших естественнонаучных достижениях; однако некоторые мыслители и философы придерживались традиционных креационистских и платонических взглядов. Философия Сведенборга позволила увязать воедино науку и мистицизм, что привело к возникновению духовной общности, получившей название Новой Церкви. Члены ее стали называться сведенборгианцами. Новая Церковь была впервые основана в Лондоне в 1789 г., создание же ее американского варианта датируется 1792 г. (Балтимор).
Первый съезд Церкви Нового Иерусалима состоялся в 1817 г. в Филадельфии. Несмотря на то, что современная сведенборгианская церковь до сих пор основывается на теологии Иммануила Сведенборга, следует подчеркнуть, что сам Сведенборг никогда не создавал своей церкви.
Гомеопатия как совершенно новая и оригинальная терапевтическая система была принята сведенборгианцами с распростертыми объятиями. Решающую роль в соединении этих двух систем сыграла деятельность американского врача Гарта Вилькинсона (1812-1899), который прославился тем, что открыл целебные свойства золы вулкана Геклы при лечении костных экзостозов. По возвращении домой из отпуска, проведенного в Исландии, он впервые произвел потенцирование вулканической лавы Геклы. Помимо работы в качестве врача-гомеопата, Вилькинсон приобрел известность как первый переводчик с латинского на английский фундаментальных трудов Сведенборга: “Arcana Coelestia”, “Regnum Animale” и “Oeconomia Regni Animalis”.
Согласно Харрису Култеру, доктор Гарт Вилькинсон получил образование в филадельфийском Ганемановском Колледже, основанном в 1848 г. Константином Герингом, который также являлся членом первого Общества сведенборгианцев в Филадельфии. Кроме того, весьма известными в свое время сведенборгианцами были Ганс Грэм, с чьим именем связано зарождение и становление гомеопатии в Америке, Отис Клапп из Новой Англии, Джон Эллис из Мичигана, а также издатели Берике и Тэйфл. Последние, помимо издания литературы по гомеопатии, издавали и переводы работ Сведенборга. Следует заметить, что Гарт Вилькинсон познакомился с гомеопатией благодаря Генри Джеймсу-старшему, весьма влиятельному издателю и отцу американских писателей Вильяма Джеймса и Генри Джеймса-младшего. В те годы Генри Джеймс-старший был известным сведенборгианцем, сыгравшим важную роль в становлении трансцендентализма как литературного движения на восточном побережье Американского континента. Таким образом, сведенборгианизм и гомеопатия были связаны между собой тесными узами, и многие гомеопаты открыто провозглашали себя членами Новой Церкви. По этому поводу Геринг писал следующее: “Совершенно ясно, почему сведенборгианцы предпочитают гомеопатическое лечение, однако это вовсе не означает, что все без исключения гомеопаты являются сведенборгианцами”. Геринг был уверен в том, что наука не обязательно должна сливаться с определенной религиозной доктриной. Тем не менее, Филадельфия являлась центром Новой Церкви, и многие коллеги и ученики Геринга воспитывались на идеях Сведенборга. Сам Геринг был членом филадельфийской Новой Церкви и охотно обсуждал философские параллели, которые можно было провести между ганемановской гомеопатией и учением Сведенборга.’ Однако до сих пор остается неясным, все ли гомеопаты вступали в ряды Новой Церкви из чисто религиозных соображений. Не существует также сведений о том, что выдающиеся гомеопаты принимали активное участие в этой организации. Скорее всего, многие доктора смотрели на философию Сведенборга, как на тщательно разработанную систему, которая могла помочь им возвести гомеопатию на более прочный фундамент.

***

Джеймс Тайлер Кент

Профессор Materia Medica Ганемановского медицинского колледжа в Чикаго (штат Иллинойс), врач и автор нескольких выдающихся трудов по гомеопатии, Джеймс Тайлер Кент родился 31 марта 1840 года в небольшом городке Вудхалле (штат Нью-Йорк) в семье Стефена Кента и Каролины Тайлер.
Начальное и среднее образование он получил в Праттсбургской Академии Франклина, а высшее – в Мадисонском (ныне Колгейтском) университете г. Гамильтона (штат Нью-Йорк), где в 1868 г. ему была присвоена степень бакалавра философии, а позднее, в 1870 г., – члена-корреспондента.
Кент обучался медицине в Эклектическом медицинском институте в г. Цинциннати (штат Огайо) и закончил его в 1871 г. “Гомеопатическое” образование он получил в медицинском колледже Святого Люиса (штат Миссури), который наградил его почетным дипломом в 1889 г.
Д-р Кент начал свою профессиональную карьеру в больнице Святого Люиса в качестве врача эклектической школы. В тоже время он стал активно сотрудничать с несколькими медицинскими журналами. Знакомство Кента с гомеопатией произошло в 1877-1878 г. Его первая жена была серьезно больна. Долгое время она страдала изнурительной бессонницей. Методы лечения аллопатической и эклектической медицины оказались безуспешными. Это заставило Кента обратиться за помощью к известному гомеопату Фелану, жившему с ним по соседству. Д-р Фелан осмотрел пациентку, растворил несколько крупинок гомеопатического лекарства в воде и посоветовал ей несколько раз принять это средство до тех пор, пока она не уснет. Услышав это, Кент лишь посмеялся про себя, однако последовал указаниям своего коллеги и дал супруге первую дозу лекарства. Дать его повторно Кент позабыл, так как был всецело поглощен своей работой над книгами. Вспомнив о лекарстве, он застал свою жену спящей. Впервые за многие месяцы она уснула естественным и глубоким сном. Это заставило Кента крепко задуматься над происшедшим. Начиная со следующего дня здоровье миссис Кент быстро пошло на поправку, а сам Джеймс Тайлер Кент погрузился в изучение Органона и Materia Medica.
В 1879 г. Кент покидает Эклектическую медицинскую ассоциацию и получает место на кафедре анатомии Гомеопатического медицинского колледжа в Миссури, которую он в дальнейшем возглавлял с 1881 по 1883 г. С 1883 по 1888 г. Кент – профессор Materia Medica того же колледжа. В дальнейшем он был деканом и профессором Materia Medica филадельфийской школы усовершенствования врачей-гомеопатов (штат Пенсильвания), деканом и профессором Materia Medica медицинского колледжа Дунама в Чикаго, деканом и профессором Materia Medica медицинского колледжа Геринга в Чикаго, а с 1905г. возглавил аналогичную кафедру в Ганемановском медицинском колледже (Чикаго).
После смерти своей первой жены Кент, подобно Ганеману, женился повторно на Кларе Люис – враче, которая однажды пришла к нему на прием в качестве пациентки. Она всем сердцем полюбила гомеопатию и на протяжении последних лет жизни Кента помогала ему в создании знаменитых трудов по гомеопатии: “Гомеопатической Materia Medica”, “Гомеопатической философии” и “Реперториума”.
Умер Кент б июня 1916 года в г.Стевенсвилль (штат Монтана).

Сведенборг и Кент

Согласно Пьеру Шмидту, Кент стал членом Сведенборгианской церкви лишь после смерти жены. В то время он был ректором филадельфийской школы усовершенствования по гомеопатии. Близкое знакомство Кента с философскими идеями Сведенборга происходило на протяжении 1888-1899 г., главным образом, благодаря его второй жене Кларе, которая являлась весьма заметной фигурой в филадельфийской Сведенборгианской церкви. Несмотря на то, что Гарт Вилькинсон к тому времени уже был известен как гомеопат и переводчик трудов Сведенборга, до настоящего времени не существует точных фактов, свидетельствующих о том, что Кент читал его переводы. Не.следует недооценивать помощь, оказанную Кларой Луизой Кент (1856-1943) своему мужу: именно она редактировала и правила текст реперториума. Недавно в Сведенборгианской библиотеке (США) было найдено письмо, написанное рукой Джеймса Тайлора Кента 13 ноября 1900 г., которое доказывает принадлежность Кента Сведенборгианской Новой Церкви в Эванстоне: “Мой дорогой Епископ! Прослышав об организации мистером Мерцером нового общества в Эванстоне, миссис Кент и я воспылали желанием стать его членами…”
В некоторых своих работах Кент косвенно ссылается на Сведенборга. Он называет свои серии разведении 30-200-М-10М-50М-СМ-ММ “октавами в серии уровней или ступеней” , что соответствует учению об уровнях и бесконечности Сведенборга. Кент комментирует законы Геринга следующим образом: “Человеческое сокровенное слагается из воли, разума и памяти, которые простираются изнутри наружу на весь физический организм. Идея эта целиком соответствует направлению процесса исцеления, который также происходит изнутри наружу… Этот закон лежит в основе реперторизации…” Физические органы соответствуют “внутреннему человеку”, его воле и разуму, что согласуется с учением о ступенях или уровнях Сведенборга.
Согласно Джорджу Старкей, Кенту принадлежат следующие слова:” Все мое учение основано на доктринах Ганемана и Сведенборга, которые отлично согласуются друг с другом”.

Учение Сведенборга о соответствиях

Сведенборг был абсолютно уверен в существовании таинственной связи между духовным миром и слагающими нас материальными веществами. Он говорил, что строение и функции человека (микрокосм) имеют соответствие в духовном, т.е. более высоком уровне (макрокосм). Все, что существует и происходит в этом более высоко организованном мире, находит свое отражение в мире материальном. Концепция “соответствии” является очень древней и тесно связана с традициями алхимиков. Согласно учению о соответствиях, все, что происходит во внешнем мире, в природе, имеет свой духовный эквивалент во внутреннем мире. Сведенборгианцы рассматривали учение о соответствиях как универсальный закон природы. Последователи Сведенборга обнаружили, что гомеопатия Ганемана представляет собой научную медицинскую систему, чьи принципы целиком соответствуют учению о соответствиях. Согласно Эмерсону, “Сведенборг увидел и показал существование связи между Природой и душевными расстройствами”.

Учение Сведенборга об уровнях

В ” Oeconomia Regni Animalis” и “Regni Animalis” Сведенборг изложил свои взгляды на человеческую анатомию и психологию, которые, по его глубокому убеждению, являются взаимозависимыми. Сведенборг не просто рассматривал эти понятия как нечто объективное, он считал, что оба они относятся к “Душевному царству” (это выражение он часто приводил в своих научных работах).
Сведенборг различал в человеке три иерархические структуры, духовно связанные друг с другом. На вершине этой иерархичекой лестницы находились Душа (чувства, ощущения) и Воля (побудительный мотив). По мнению Сведенборга, для описания этого уровня применимы такие понятия, как “единственный”, “уникальный”, “врожденный”. Средняя ступень – это Разум, Рассудок с интеллектом и склонностями (здесь применимо слово “особенный”). Наконец, самый низкий уровень включает воображение, память и желание и оказывает, по сравнению с предыдущими уровнями, наименее выраженное влияние на телесные функции. Этот последний уровень получил название “Общего”.
Этот раздел учения Сведенборга оказал глубокое воздействие на кентианскую гомеопатию. Этим прежде всего объясняется предложенное Кентом ранжирование симптомов, или, другими словами, решение вопроса о том, какие симптомы принадлежат тому или иному сведенборгианскому уровню психики. Возможно даже, что Кент позаимствовал термины “Особенные” и “Общие” из концепции человека Иманнуила Сведенборга. Согласно Кенту, сущность человеческого существа заключается в следующем: “Человек обладает волей и разумом, в то время как мертвец лишен этих качеств. Человек представляет собой комбинацию этих двух компонентов. Соединяясь, они приводят к возникновению жизни и деятельности, синтезируют тело и лежат в основе всех происходящих в нем изменений. О здоровом человеке речь идет лишь тогда, когда существует гармония между волей и разумом”.
И еще: “Особенными являются симптомы, имеющие отношение к “Воле и Разуму”. Психические симптомы связаны с интеллектуальными способностями, целесообразными реакциями, эмоциями и настроением, общие же симптомы относятся ко всему человеку в целом.
Приведенное Сведенборгом иерархическое деление психики на три отдельных уровня нашло отражение в кентовском “Применении реперториума”: “Наиболее важными симптомами являются симптомы, имеющие отношение к любви и ненависти, к влечению и отвращению (Сведенборгианская Душа, “уникальный”); следующими по значимости идут симптомы, имеющие отношение к рассудку, уму, интеллекту (Сведенборгианские Рассудок и Интеллект); и наконец, симптомы, связанные с памятью (Сведенборгианская Память, третий уровень).
В “Применении реперториума” Кента просматривается и “ранний” Сведенборг. В своих анатомических исследованиях Сведенборг уделял главное внимание крови и телесным флюидам, которые, по его мнению, являлись наиболее существенными в функционировании человеческого организма. Кент развивает эти взгляды таким образом: “Следующими по важности симптомами являются те, которые имеют отношение ко всему человеку как целому и ко всему человеческому организму, либо к крови и флюидам: это чувствительность к теплу, холоду, ненастью, отдыху, ночи, дню, времени. Они включают в себя как симптомы, так и модальности:” Взгляд на типичные гомеопатические модальности был позаимствован из ранних анатомических трудов Сведенборга.
Так называемые кентианские серии разведении тоже взяты у Сведенборга. Говоря о Бесконечности, Сведенборг утверждал, что ее можно постичь лишь шаг за шагом. Путь к Бесконечности лежит через определенные уровни. Кент: воздействие потенцированного лекарства на больной организм зависит от степени разведения. Высокие потенции могут оказывать влияние на средний (мозг), а, возможно, даже на самый высокий уровень (душа). В этом смысле разведения рассматриваются как те или иные формы психической энергии. Последователи классической гомеопатии считают такой взгляд не требующим доказательств. Сведенборг был уверен в том, что сущность человеческой природы находится под контролем основного духовного импульса. Это соответствует утверждению Ганемана о том, что заболевание возникает в результате расстройства жизненной или динамической силы. Сведенборгианцы всегда считали болезнь нарушением “внутреннего психического сердца человека”; следовательно, болезнь всегда является психической проблемой с соответствующими психическими симптомами пациента и его духовным существованием. Этим объясняется, почему Кент в своих “Лекциях” отдавал предпочтение психическим симптомам.
В “Британском Гомеопатическом журнале” (1956) Твентимен говорит: “Может показаться, будто Кент был чистым ганемановцем, однако на самом деле это не так. Он являл собой синтез Ганемана и Сведенборга”.

Заключение

Работы Дж.Т.Кента до сих пор оказывают огромное влияние на развитие гомеопатии. Поразительно, что при этом имя Иманнуила Сведенборга часто совершенно умалчивается. Мы можем приписать это существованию множества противоречивых взглядов на гомеопатию, которые в подавляющем большинстве заинтересованы в пренебрежении Сведенборгом.
Распространение гомеопатической философии Кента в Европе происходило двумя путями. В начале XX ст. Маргарет Тайлор приехала в Соединенные Штаты учиться гомеопатии у Кента. По возвращении в родную Англию она всячески поощряла обучение молодых врачей кентианской гомеопатии. Финансовую поддержку этой компании осуществляла мать Маргарет, леди Тайлор, которая назначала стипендии обучающимся докторам’. Одним из первых сподвижников М.Тайлор был д-р Джон Вейр. В их совместных работах ощущалось влияние сведенборгианских идей. В своем приложении “Реперторизация” они подчеркивают принцип иерархии, называя его “Градацией симптомов” (Сведенборг употреблял выражение “Градация уровней”).
Другой выдающейся личностью, способствовавшей распространению кентианской гомеопатии в Европе, был Пьер Шмидт. Его деятельность касалась в основном германо- и франкоговорящих стран.
Согласно французскому гомеопату Демарку, который являлся главным противником Сведенборга и Кента, гомеопатия разделилась на два параллельных движения, одно из которых отстаивало материалистическую концепцию, целиком полагаясь на данные гистологии, биологические и химические исследования, другое направление представляло собой виталистическую гомеопатию, которая придерживалась архаических взглядов Самуэля Ганемана. Демарк был уверен, что современная ему гомеопатия нуждалась в полном отказе от старых метафизических и философских взглядов, способствовавших возникновению тех или иных теорий, которые являлись препятствием на пути развития гомеопатии в свете современных научных достижений.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. – 2-е изд./Сост. д-р Леманн. -К., 1993. – С.169-173
  2. Сведенборг И. О небесах, о мире духов и об аде. – К., 1993. – С.3-12.
  3. Сведенборг И. Тайны неба. – К., 1993. – С.5-7.
  4. Galen Е. Kent’s hidden links: The influence of Sweden-borg on homoeopathic philosophy of James Ту lor Kent // Homoeopathic Links, V.3. – 94. – P.27-30, 37-38.
  5. Kent J.T. Lectures on Homoeopathic Materia Medica. -New Delhi: B.Jain Publishers Pvt.Ltd., 1987. – P.4-10.

А.П.Богачук
“Вестник Гомеопатической медицины” N4, 1995

Print Friendly, PDF & Email

Share
 

      

Гимн альтернативной медицины

На Руси издавно сложилось своеобразное отношение власти к медработникам

Отношение народных масс к врачам также нельзя назвать особенно благоприятным

Medice cura te ipsum