Интервью, которого не было
А теперь поговорим… с самим Ганеманом. Вопросы известному медику задает автор статьи, фармаколог, ответы взяты из сочинений основоположенника гомеопатии, благо они переведены на русский язык и их можно найти в любой крупной библиотеке.
Продавец: «Когда лекарства останется на донышке, добавьте еще галлон (около 3,78 л) воды и продолжайте принимать».
— Прежде всего, господин Ганеман, хочу спросить о ваших взглядах на причины болезней.
— «Если наш организм существует посредством начала духовного и невещественного, то и болезни его не что иное, как нематериальные, динамические уклонения этого жизненного начала от нормы».
— Как врач может установить диагноз такого заболевания?
— «Болезненная деятельность выражается только припадками и ничем иным… Каким образом жизненная сила организма производит к болезни, для врача навсегда останется тайной».
— В чем же состоит сущность предложенного вами метода?
— «Для врачевания легким, быстрым, верным и безопасным методом необходимо избрать при всякой болезни, если только она излечима, такое лекарство, которое в здоровом организме производит само по себе страдание, подобное данному случаю болезни».
— Не совсем ясно. Вы говорите об излечимой болезни. Похоже, что в том случае, если она проходит сама по себе, вы приписываете успех назначенному лечению, а в случае неуспеха объявляете болезнь неизлечимой. Все-таки, чем вы обосновываете успешные случаи лечения?
— «Если человека поражают две болезни и первая болезнь сильнее последующей, то последняя будет преодолена первой. Так, например, страдающий тяжелой хронической болезнью не заражается дизентерией или иной эпидемической болезнью. Страдающий лишаем не заболевает скорбутом».
— Простите, но современный человек вам не поверит. Дизентерией заболевают в первую очередь как раз люди слабого здоровья со сниженным иммунитетом, а скорбутом (цингой) заболеет всякий, кому не хватает витамина С. И потом — вы приводите в качестве примеров совершенно разные болезни. При чем же здесь закон подобия?
— «Можно вызвать искусственную болезнь, подобную естественной… Чем успокаивается нерв обоняния в зловонных местах? Нюхательным табаком».
— Ну, отравление табаком, то есть никотином, никакого отношения к зловонию не имеет. Каким образом все же, по-вашему, вещества, действие которых сильнее болезни, могут привести к выздоровлению?
— «Все болезненные расстройства могут быть устранены не иначе как динамическим духовным воздействием известных лекарств на жизненную силу, которая передается по нервам».
— Как же вы узнаете, что духовное воздействие вызвало лечебный эффект?
— «Чтобы найти соответствующее действие лекарства на здоровых людей, самое надежное и естественное средство состоит в том, чтобы давать различные лекарства… и наблюдать, какие признаки и перемены произойдут в состоянии души и тела».
— Можно ли познакомиться с примерами таких испытаний?
— «Ликоподий (споры плауна, применяемые в медицине как индифферентная присыпка. — Прим. авт.) после однократного приема вызывает у испытуемых 891 симптом. В частности, на 5-й день после приема лекарства испытуемый 15 раз чихнул. На 10-й день у него появился сильный насморк. На 13-й день — вкус сыра во рту. На 23-й — головокружение в жаркой комнате. На 34-й — гнойное выделение в глазах».
(Гомеопатия XX века считает, что патогенез ликоподия, вещества нейтрального, являющегося в гомеопатии важным лечебным средством при заболеваниях печени, проявляется только лишь на страдающих болезнями печени. — Прим. авт.)
— Ваш испытуемый, скорее всего, в жаркой комнате простудился. Легкий сквозняк, а не ликоподий был причиной 891 симптома «патогенеза»! И потом — вы утверждали, что испытания должны проводиться на здоровых людях, а теперь говорите об испытаниях на больных… Господин Ганеман, вы упомянули, что болезнь вытесняется болезнью или отравлением лекарством. Например, при рвоте вы рекомендуете назначать ипекакуану — очень сильное рвотное. Не случалось ли вам наблюдать, что лечение сильным раздражителем приводит к утяжелению болезни?
— «Слишком большой прием даже совершенного гомеопатического средства при всем своем целительном действии наносит вред больному, ибо его действие в данном случае имеет больше силы… Большие дозы вызывают отравление, средние — ухудшение, а бесконечно малые — рациональны и полезны… Духовные силы лекарственного вещества возрастают по мере разведения и достигают наибольшего развития при 30-сотенном разведении».
— Вы не оговорились? 30-сотенное разведение — это одна часть лекарства на 10030 частей растворителя. Согласно одной из фундаментальных аксиом химии, при разведении 10-24 моль на литр в этом литре будет находиться всего лишь одна молекула растворенного вещества. При 30-сотенном разведении одна молекула вещества приходится на объем, на несколько порядков превышающий размеры земного шара! (Сейчас такие разведения используются не для всех гомеопатических средств. Некоторые из них разводят в отношении 1 : 10012, то есть примерно одна молекула на литр спирта. — Прим. авт.)
«Наука и жизнь» №3, 2007