Каталог шарлатанских ресурсов


По невежеству россияне превзошли европейцев

Наша страна еще с советских времен привыкла гордиться (и во многом заслуженно) уровнем образования граждан. Однако данные, полученные специалистами из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), обескураживают. Оказалось, что невежество прочно поселилось в умах россиян. Для того чтобы определить уровень знаний опрашиваемых, им было предложено указать, соответствуют ли истине 13 утверждений по научной тематике. И общие результаты не могут не огорчать.

Так, 30% респондентов согласились с утверждением, что «первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры». 28% респондентов отправили Солнце вращаться вокруг Земли. Ко всему прочему выяснилось, что лишь пятая часть опрошенных доверяет только научным знаниям, а остальные допускают присутствие в жизни сверхъестественных сил. Наконец, каждый десятый вообще признался, что вдохновляется главным образом «колдовством и магией». Интерес к науке и технике уживается у россиян с верой в бога (55%), судьбу (42%), приметы (23%), воздаяние за грехи (19%), сверхъестественную силу (16%), гороскопы (10%). Только 18% опрошенных отмечают, что не верят ни в какие сверхъестественные силы и явления. С 2005 года их доля несколько увеличилась (с 14% до 18%). Одновременно возросла и доля тех, кто верит в приметы (с 18% до 23%), и фаталистов (с 35% до 42%).

Бытует мнение (его высказывал среди прочих и патриарх РПЦ Алексий II), что 80% россиян являются православными, Данные опроса этого не подтверждают — ведь если в бога верят чуть больше половины опрошенных, то доля приверженцев одной конфессии, хотя бы и самой распространенной, должна быть существенно меньше.

Уровень научных познаний в России несколько ниже, чем в Европейском Союзе: очень хорошие знания (от 10 до 13 верных ответов) демонстрируют 22% россиян и 42% жителей ЕС; скорее хорошие знания (от 6 до 9 верных ответов) — 51% и 43% соответственно; плохие знания (не более 5 правильных ответов) — 27% и 15%.

«Дело не только в том, что за последние десятилетия в стране снизился уровень образования, — это коснулось только самых молодых, — считает директор ВЦИОМа по коммуникациям Игорь Эйдман. — А вот на людей, которые получили в советских школах добротное естественнонаучное представление о мире, повлияло засилье лженаучной, мистической и религиозной информации из источников, которым они привыкли доверять. Поток псевдознаний с экрана телевизора и со страниц респектабельных печатных изданий просто вытеснил из их сознания то, что было заложено в него в детстве и юности».

Что ж, справедливо — но насколько глубоки знания, держащиеся исключительно на авторитете учебников и легко «опровергаемые» новыми псевдонаучными веяниями?

Комментируя в своем интернет-дневнике вциомовский обзор, научный журналист и сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов отмечает, что на самом деле совсем недавно «Футурологический опрос», проводившийся Клубом научных журналистов, показал примерно то же самое, причем количество ответивших тогда было на порядок больше и адресовался он потенциально более образованной части аудитории (в организации и проведении опроса КНЖ самое активное участие принимали Грани.Ру и целый ряд других российских онлайновых изданий — «Вокруг света», Газета.ру, «Элементы», «Компьютера online», «Коммерческая биотехнология», «Астронет», «Популярная механика», «Химия и жизнь», STRF.ru, российская редакция радио «Свобода» и др. Инициатором опроса выступил известный писатель-фантаст Павел Амнуэль, а основным организатором — модератор Клуба научных журналистов Александр Сергеев).

Дело в том, что среди вопросов «Футурологического опроса» были спрятаны те, что позволяли выявить «адекватность» отвечающих, их отношение к науке и псевдонауке. И здесь результаты оказались совершенно неутешительными.

Одна из серий контрольных вопросов касалась оценки возможностей, которые откроет перед наукой XXI век. Удастся ли, например, в нынешнем столетии превзойти скорость света? Казалось бы, ответ на этот вопрос у представителей науки и у людей, наукой интересующихся, должен быть однозначно отрицательным: ведь запрет сверхсветовых скоростей — одно из важнейших положений теории относительности. Тем не менее немалая доля респондентов проявила оптимизм. Интересно, что среди женщин «да» ответили 38%, среди мужчин — только 15,2%. Естественно, что технари и физики-математики менее склонны опровергать постулат Эйнштейна, чем гуманитарии (15% у представителей физматнаук и 31,9% у гуманитариев). Естественно также, что недоверие к этому постулату уменьшается с ростом образования (34,0% у людей со средним образованием и 13,8% у обладателей ученой степени).

Второй контрольный вопрос: будет ли в нынешнем веке телепатия использована для связи? Положительно на этот вопрос ответили 26% женщин и 14% мужчин. Вера в телепатию также уменьшается с повышением уровня образованности — с 21,5% среди «среднеобразованных» до 15,8% для «остепененных». Если говорить о представителях разных научных направлений, то выявлен еще один парадокс: биологи больше верят в телепатию (21%), чем физики-математики (14%).

Еще один вопрос, по которому легко отличить человека, занимающегося наукой, — это отношение к «феномену НЛО». На вопрос о возможности контактов с пилотами НЛО положительно ответили 13,6% участников, заполнивших первый блок вопросов (15,8% женщин и 11% мужчин, от 20,1% (среднее образование) до 9,3% (ученая степень)), но что парадоксально: среди представителей наук о Земле (уж они-то должны знать, что может и чего не может быть в окружающем нашу планету пространстве) доля верящих в контакты достигает 21,3% (самая высокая доля среди представителей наук!). Менее всего склонны верить в такие контакты физики-математики — 11,2%.

Антинаучным является и представление о том, что возможно путешествие в прошлое. Но 4,8% участников (8,2% женщин и 3,4% мужчин) полагают, что в нынешнем веке путешествия в прошлое станут реальностью. Таких легковерных намного меньше, чем верящих в контакты с пилотами НЛО. Более прочих в возможность путешествий в прошлое склонны верить представители наук о Земле (7,5%), а менее прочих — технари (3,7%). А вот зависимость от образовательного ценза получилась странная: участники с высшим образованием верят в путешествия в прошлое больше, чем люди, окончившие лишь среднюю школу (12,3% против 7,8%), но зато «остепененные» участники дают втрое меньший процент «верящих» (3,9%), чем люди с высшим образованием. Неужели только после защиты диссертации научный работник начинает понимать, насколько ненаучна идея физического путешествия во времени?

К ненаучным сегодня относится и представление о возможности создания антигравитационного двигателя. Тем не менее почти треть участников опроса (35,9% женщин и 24,6% мужчин) полагают, что такой двигатель будет создан, причем уже в XXI веке. Понятно, что гуманитарии (34,5%) и представители социальных наук (36,0%) верят в антигравитацию больше прочих, но и среди физиков-математиков процент «верящих» довольно велик (25,9%).

Более одной пятой участников опроса (21,1%) верят в существование параллельных миров (28,7% женщин и 17,3% мужчин). Менее всего склонны верить в параллельные миры физики и математики (17,2%), а больше других — представители наук о Земле (30,6%).

Конечно, к результатам всякого опроса (а уж тем более к интерпретации полученных путем такого опроса данных) нужно относиться с осторожностью, зная, насколько часто сама постановка вопроса провоцирует ожидаемый ответ, насколько по-разному люди могут понимать «однозначную» на первый взгляд формулировку (например, вопрос о возможности контактов с пилотами НЛО в будущем может восприниматься как вопрос о возможности существования внеземных цивилизаций, а в этом мало кто из ученых сомневается в принципе) и сколь велики эффекты, связанные с отбором респондентов (самые активные отвечающие оказываются людьми отнюдь не самыми вдумчивыми). Зачастую люди просто плохо различают данные науки и сведения, которые они получают из художественной литературы, фильмов, различного рода «желтых» изданий. Они, конечно же, склонны мечтать и надеяться, что когда-нибудь в будущем даже самые «железные» запреты, поставленные перед нашей цивилизацией нынешним уровнем знаний, будут преодолены — в ходе дальнейшего развития научного познания (как это уже не раз и случалось). Кроме того, убеждения, исповедуемые тем или иным человеком, напрямую зависят от его окружения (в первую очередь это касается вопросов веры).

Особенно характерно в этом смысле отношение к теории эволюции — на этой «площадке» самым явным образом скрестились интересы верующих и атеистов. Впрочем, похоже, что внимание судов и прессы к этому вопросу пошло-таки ему на пользу: по данным ВЦИОМа, с утверждением «Нынешние люди развились из ранних видов человека» согласны 61 процент россиян, тогда как 16% придерживаются противоположного мнения. В странах ЕС поляризация в этом вопросе еще более велика — соответственно, 70 и 20%.

Так что не стоит столь уж сурово клеймить «опростоволосившихся» в результате всех этих опросов россиян. Возможно, они просто не поняли, какие данные от них хотели получить авторы тестов: узнать, что человек знает или о чем он просто мечтает.

Максим Борисов,  Грани.Ру

Print Friendly, PDF & Email

Share
 

      

Гимн альтернативной медицины

На Руси издавно сложилось своеобразное отношение власти к медработникам

Отношение народных масс к врачам также нельзя назвать особенно благоприятным

Medice cura te ipsum