Каталог шарлатанских ресурсов


Арапы Петрика Великого

Если в стране нет активной интеллектуальной деятельности, то в ней скучно жить. Если сегодня мы пробурили три дырки в земле, а завтра пробурим четыре, это не может являться целью для общества… Нам абсолютно необходима новейшая экономика, основанная на творчестве, на азарте изобретательства, на создании не имеющих аналогов продуктов, полезных людям.
Владислав Сурков

Евгений ОнищенкоУ нас много говорят об инновациях и инновационной экономике, теперь вот заговорили о модернизации. При этом наверху вряд ли понимают, что успех или неудача модернизации вообще и каких-то конкретных начинаний в частности в решающей степени зависит от того, насколько компетентными и порядочными будут люди, принимающие решения о проведении преобразований, поддержке конкретных проектов, и люди, реализующие эти проекты. Конечно, деньги выкладываются не из своего кармана — не жалко, но поражает карикатурность персонажей, вовлеченных в инновационно-модернизационные игрища.

Вот более 500 докторов наук, в том числе ученые с мировым именем, обращаются к президенту Медведеву с письмом по поводу конкретных серьезных проблем, в том числе закона о госзакупках, негодного для регулирования конкурсов и закупок в научной и научно-технологической сфере. Реакция президента? Никакой – ему просто не доложили. А вот фашистского толка блогер, «футуролог» Максим Калашников направляет в Кремль электронное письмо с предложениями по созданию национальной инновационной системы. Результат? Письмо на столе у президента. Следует указание главе администрации: «В этой бумаге, она распечатана из Интернета, говорится о ряде технологических проектов. Посмотрите». Предложения и правда стоит рассматривать на высшем государственном уровне. Вот что, к примеру, Калашников говорит об автономном городе-усадьбе нового типа: «Ты берешь под контроль управленческую команду города, с помощью инновационной системы «Разумный город» уничтожаешь коррупцию. Там замкнутая система жизнеобеспечения, полная переработка отходов, понятие «отходы» исчезает…»

Случайность? Нет, всего лишь отражение державной политики: власть любит что-то большое, инновационное — чтоб дух захватывало от грядущих перспектив, и отмахивается от скучных реальных проблем. Ими чиновнику заниматься не с руки: тут нужен определенный уровень компетентности, много рутинной работы, иногда приходится биться, конфликтовать с кем-то. Зачем? Гораздо выгоднее для карьеры пустая пиарная активность: и перед начальством с «идеями» посветиться можно, и врагов не наживешь, и, глядишь, какой-нибудь бюджетный ручеек освоить удастся.

Посмотрим на более серьезных, чем Калашников, научно-инновационных гуру. Вот чуть ли не главный научный советник руководства страны, многолетний ученый секретарь президентского Совета по науке, технологиям и образованию, председатель комиссии Общественной палаты по образованию и науке и прочая, и прочая — Михаил Ковальчук. Человек, которого хотят видеть во главе Российской академии наук. Отличается он от других ученых не какими-то особыми научными заслугами, а любовью к художественному трепу — про новую парадигму, про нанотехнологии, которые как прыгнут, и т. д. — и умением красиво показывать высокому начальству потемкинские деревни. На руководимый им Курчатовский институт изливается золотой дождь: закупается много дорогостоящего оборудования, снова и снова ремонтируются помещения, а с результатами – «как всегда», по меткому выражению Черномырдина. Любимое детище Ковальчука – синхротрон – по результативности научной работы не идет ни в какое сравнение с зарубежными аналогами; рядовые сотрудники института стонут от расплодившейся бюрократии; часто нет ни идей, ни людей, чтобы с толком использовать закупленное оборудование.

Впрочем, на фоне иных народных гениев, сидящих в президиумах, и Ковальчук покажется столпом настоящей науки. В создании «не имеющих аналогов продуктов, полезных людям», мало кто может конкурировать с Виктором Ивановичем Петриком. Выпускник психологического факультета Ленинградского государственного университета, он еще в молодости проявлял недюжинную активность. О том, что стало следствием бурной деятельности Виктора Петрика в советские годы, писала газета «Известия» в 1995 году: «В декабре 1984 года был осужден на 11 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Осужден по 13 статьям Уголовного кодекса: от мошенничества до покушения на грабеж, от вымогательства до понуждения к даче ложных показаний». (Подробнее о Петрике и его «открытиях» можно прочесть в обстоятельной статье академика Эдуарда Круглякова «Суета вокруг науки«.)

Петрик демонстрирует академикам опыт с графеном. Фото с сайта goldformula.ru Зато сейчас Петрик в чести, приближенные к нему журналисты называют его русским Леонардо да Винчи, Мастером, гением и т. д. Созданные в структурах Петрика фильтры для очистки воды побеждают на партийном конкурсе «Единой России», им присваивают имена партийных лидеров (фильтр ZF-Шойгу, к примеру). Правящая партия лоббирует установку этих фильтров за счет бюджета в регионах и продвигает программу «Чистая вода», в рамках которой многие миллиарды рублей планируется потратить на оснащение школ, больниц и детских садов системами очистки воды. Догадайтесь с трех раз, кто получит жирный кусок бюджетного пирога в случае принятия программы? Не беда, что фильтры Петрика в несколько раз дороже аналогичной продукции других фирм: чего не сделаешь для народного гения, поставившего свой талант, как и талант своего скромного коллеги по изобретательству Бориса Грызлова, на службу людям.

Отдельный интересный вопрос: что происходит с научным сообществом в условиях инновационной демократии. Некоторые околокремлевские мыслители нынче склонны полагать, что научный класс является тормозом модернизации. И правда, есть еще много замшелых консерваторов вроде академика Круглякова, которые считают пренебрежение законом сохранения энергии или вторым началом термодинамики признаком безграмотности и шарлатанства. Но, похоже, не все так безнадежно: некоторые видные представители научного класса уже готовы мыслить по-настоящему инновационно.

22 апреля этого года на совещании в Институте неорганической химии РАН академики выслушали сообщение Виктора Петрика о его открытиях. Дальше – больше: 18 июня делегация во главе с вице-президентом РАН, председателем Совета директоров РАН, академиком Сергеем Алдошиным посетила лаборатории Виктора Петрика во Всеволожске. Потратив несколько часов на просмотр заготовленных Петриком демонстраций, Алдошин дал оценку: «за всеми этими явлениями стоит хорошая фундаментальная наука», «эксперименты очень хорошо воспроизводятся». Его коллеги также высоко отозвались о творчестве Петрика, сравнили его с Эдисоном и высказали мнение, что Виктору Ивановичу следует поставить памятник, а его разработки немедленно начать внедрять на благо России.

Еще можно понять, когда видный специалист в области научно-технической политики Грызлов нахваливает Петрика и выступает на международном форуме «Чистая вода» вместе с известным «экспертом по воде», доктором альтернативной медицины Масару Эмото, знакомым телезрителям по нашумевшему лженаучному фильму «Великая тайна воды» (этот деятель даже проводил на форуме свой семинар «Разговор с ее Величеством водой»). Но академики… Они не могут не понимать, что открытиям требуется квалифицированная проверка – воспроизведение результатов эксперимента в независимых лабораториях. Но никак не засовывание рук в кучу «графена» на журнальном столике. (Бедная Россия, и тут ей суждено быть обойденной: за получение графена и исследование его свойств Нобелевскую премию, весьма вероятно, дадут «английским» ученым Андрею Гейму и Константину Новоселову, а вовсе не русскому партийному гению Петрику, якобы получившему графен еще в 1998 году.)

Нет, не смущают этих академиков ни нарушение законов физики, ни другие несуразности, ни вселенский размах петриковских инноваций. Что это — гипнотическое очарование личности Виктора Ивановича, заставляющее напрочь выключить мозги? Нежелание ссориться с его влиятельными покровителями? Какой-то циничный расчет? Не знаю. Ясно только, что участники шоу Петрика своим авторитетом – и авторитетом Академии — прокладывают ему дорогу к бюджетным миллиардам (он ведь «получил официальную поддержку научного сообщества»). Одновременно они наносят репутации РАН и всей российской науки такой удар, который при большом желании вряд ли могут нанести недоброжелатели. Об этом свидетельствуют комментарии интернет-пользователей, ошарашенных просмотром роликов Петрика.

Вывод простой: до тех пор, пока в стране все контролирует партия начальства, нет сильной оппозиции, а телевидение и массовые СМИ «знают свое место», бездарное и бесконтрольное растранжиривание бюджетных средств под лозунгом построения инновационной экономики будет продолжаться, сколь бы искренен ни был президент в своих планах модернизации. Кто же упустит свое в условиях отсутствия критики и реального контроля? При этом на поверхность околонаучной политики всплывают и будут всплывать пустые прожектеры, мошенники и научные перевертыши, для которых никакие деньги не пахнут.

Евгений Онищенко — научный сотрудник Физического института РАН,
один из организаторов сайта Scientific.ru

Print Friendly, PDF & Email

Share
 

      

Гимн альтернативной медицины

На Руси издавно сложилось своеобразное отношение власти к медработникам

Отношение народных масс к врачам также нельзя назвать особенно благоприятным

Medice cura te ipsum