Каталог шарлатанских ресурсов


Светлое будущее гомеопатии

Ненаучная, но народная
Чудодейственные капельки
Волшебство разведений


Шаги навстречу


Гомеопатия в России за 10 лет, прошедшие после выхода приказа Минздрава, разрешающего этого рода лечебную практику, достаточно крепко встала на ноги. Объемы продаж неуклонно растут, количество членов Гомеопатического общества тоже не убывает, крепнет дружба с Министерством здравоохранения и общественной организацией — Российской Академией естественных наук (РАЕН). Особо радует то, что сегодня гомеопаты честно говорят о непонятности механизма взаимодействия их высокопотенцированных лекарств с живым организмом и об отсутствии достаточно убедительных, с точки зрения доказательной медицины, данных об эффективности гомеопатических препаратов.
Правда, данная позитивная тенденция в развитии гомеопатии немного омрачается все возрастаюшим влиянием разного рода энергоинформационных подходов и функциональных диагностик типа медикаментозного теста Рихарда Фолля по биологически активным точкам и меридианам. Суть этого метода состоит в измерении кожного сопротивления в неких «особых точках» человеческого организма с целью диагностики заболеваний и подбора нужного медикамента путем исследования зависимости этого сопротивления от порции тестируемого лекарства, помещаемой рядом с больным.
Еще одно обстоятельство, вызывающее тревогу, связано с активным продвижением гомеопатии в традиционные академические методы лечения в виде сопутствующей общеукрепляющей терапии. Крупнейший отечественный производитель комплексных гомеопрепаратов концерн ЭДАС во всеуслышание заявляет о начале массовой рекламной и маркетинговой кампании по внедрению своих комплексонов во все медицинские учреждения. По мнению главы концерна, это должно существенно повысить спрос на их продукцию и приведет к уменьшению сроков госпитализации и числа разного рода осложнений у людей, подвергающихся совместному лечению методами доказательной медицины и «гомеопатическими энергоинформационными воздействиями» (так новомодно концерн именует свои гомеопрепараты). Следует заметить, что доклиническую проверку совместимости своей продукции с традиционными лекарствами они проводят с помощью любимого ими метода Фолля.
Таким образом, планируется массовое внедрение лекарственных средств, не прошедших должной клинической проверки ни в качестве индивидуальных лекарств, ни в плане их совместимости с другими лечебными средствами и процедурами. Происходит это по причине общепризнанной безвредности гомеопатических лекарств и странного одностороннего, только в плане улучшения саморегуляции организма, воздействия высокопотенцированных препаратов, содержащих минимальные количества исходного лекарственного вещества. Получается достаточно парадоксальная ситуация: лечить гомеопатия может, а вредить не может… Препараты, не содержащие ни одной молекулы лечащего вещества, после однократного приема полностью перестраивают работу всех систем, поддерживающих гомеостаз в нашем организме, но перестройка эта бывает только положительной или никакой, вреда быть не может по определению, так как никакого токсичного вещества нет… Вот такой двойной стандарт: как лечить, так может, а как мешать излечению, так нет, причем в обоих случаях никакой химической и фармакологической активности у препарата нет, а есть некое никому не ведомое динамическое, как писал Ганеман, или энергоинформационное, как пишут современные авторы, состояние потенцированного лекарства.


Универсальное лекарство


Гомеопатия родилась всего 200 лет назад и была в полном смысле этого слова детищем своего времени, соединяя вполне реальные знания о химической активности различных веществ с виталистическими взглядами на здоровье и болезнь, согласно которым жизнедеятельностью человеческого организма управляет некая нематериальная жизненная сила. Ганеман искренне верил в Бога и признавал не только материальные, но и идеальные (духовные) факторы, влияющие на самочувствие человека. В те годы еще гремели споры по поводу наличия атомов и предельной делимости причастия («евхаристическая ересь»). Богословы спорили между собой и с учеными о том, может ли существовать минимальная и далее неделимая частичка материи, еще сохраняющая сложные свойства исходного вещества. Поэтому то обстоятельство, что в приготавливаемых высокопотенцированных гомеопатических лекарственных препаратах по сути ничего не остается от исходного вещества, нисколько не смущало Ганемана. Он полагал, что многократное разведение водно-спиртовой смеси, соединенное со встряхиванием, уменьшает вредную и ядовитую материальную составляющую потенциируемого препарата и позволяет отделяить и усилить некую лечебную сущность – дух лекарства.
О том, что намерения Самуэля Ганемана были самыми что ни на есть добрыми, говорит не только то, что он  искал средство к излечению своих собственных детей, но и тот несколько странный и необычный способ, которым он встряхивал склянки с лекарствами, — удары о семейную Библию в толстом кожаном переплете. Ганеман верил в то, что Господь Бог предусмотрел надежное и верное средства для излечения всех болезней, посещающих человека, и именно в динамически усиленных многократными разведениями препаратах он видел такое универсальное средство для исцеления. Случай с корой хинного дерева привел его к предельно простой  схеме поиска нужного лекарства – лечить должно то, что вызывает болезнь… Да, в случае с корой дело обстояло именно так — ощущения здорового человека, принявшего достаточно большую порцию отвара коры хинного дерева, были крайне похожи на симптомы той лихорадки, которую во времена Ганемана лечили с помощью этой коры.
Своими лекарствами он пытался влиять на причину, а не на следствия болезни, полагая, что внешние вещества, введенные в организм человека, не могут непосредственно и положительно воздействовать на работу наших органов и систем и главная задача врача – с помощью потенцированных препаратов мягко подсказать организму верный путь к полному исцелению. Однако очень быстро он убедился, что токсические и субтоксические дозы такого рода лечебных средств достаточно плохо переносятся больными и приводят к еще большим страданиям. Ганеман начал уменьшать дозу и при этом, разводя лекарства, он многократно их встряхивал, чтобы хорошенько перемешать снадобье и растворитель. Постепенно уменьшая дозу и увеличивая потенцию, он с удивлением обнаружил, что лечебный эффект от его препаратов не только не уменьшается, но в некотором смысле даже увеличивается, становясь более мягким и продолжительным. Сейчас трудно (да и не нужно) восстанавливать всю последовательность мыслей и действий отца гомеопатии, но постепенно в своих экспериментах он дошел не просто до минимальных, а прямо-таки до полностью отсутствующих концентраций исходного лечебного вещества. Понятно, что поскольку он потенцировал, то есть усиливал дух лекарства, то это никак не могло его остановить и заставить задуматься, а что собственно лечит, если в материальном плане от исходного вещества ничего не осталось, ни одного атома. Ганеман многократно вопрошал: «Разве может нечто превратиться в ничто?» Причем к концу жизни он не только отдавал предпочтение высоким потенциям, но и практиковал нюханье гомеопатических лекарств, здраво полагая, что лечебный дух может и через воздух войти в человека, без необходимости рассасывания сладких крупинок.


Медицина тех лет


Про лечебный дух стоит поговорить отдельно, поскольку в устах гомеопата это не просто образное выражение – это квинтэссенция всей технологии врачевания. Для времен Ганемана разговоры о том что «дух» может лечить имели предельно конкретный смысл и гораздо большее удивление вызывала лечебная эффективность разного рода химических и физических процедур. Создатель гомеопатического метода получил классическое медицинское образования и имел опыт практического врачевания. Однако он достаточно быстро разочеровался в современной ему медицине и начал искать иные пути к исцелению. Это были времена, когда сильнодействующими средствами считались кровопускания и рвотные препараты, больних лихорадкой обворачивали мокрыми простынями, врачи не мыли руки, а хирурги не стерилизовали свои инструменты. Медицина, в современном смысле слова, еще только зарождалась, а акушерство было сугубой прерогативой повивальных бабок, не допускавших к своему ремеслу мужчин-врачей. Больные в те времена очень часто выживали не благодаря, а вопреки стараниям врачей.
В XVII веке еще были широко распространены воззрения классика античной медицины Клавдия Галена и его великого предшественника Гиппократа, сына Гираклида. Хотя более популярны были взгляды виднейшего врача эпохи Возраждения Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, известного под псевдонимом — Парацельс. Последний резко выступал против схоластической медицины и слепого подражания Галену, предпочитая наблюдения и опыт. Парацелс выделял лекарства из растений и применял их в виде тинктур, экстрактов и эликсиров, развил представление о дозировке лекарств, использовал минеральные препараты для лечебных целей. Указывал на необходимость поисков и применения специфических средств против отдельных болезней. Вполне материалистические взгляды Парацельса и его практическая деятельность однако не были свободны от мистических представлений. Он создал учение об «архее» — высшем духовном принципе, регулирующем жизнедеятельность организма. В его фундаментальном труде «О природе вещей» есть подробное руководство по созданию «гомункула»: «Если сперму, заключенную в плотно запечатанную бутыль, поместить в лошадиный навоз на 40 дней и надлежащим образом «намагнетизировать», она может начать жить и двигаться. По истечении этого времени субстанция приобретет форму и черты человеческого существа, однако будет прозрачной и бестелесной. Если теперь ее еще сорок недель искусственно питать arcanum sanguinis hominis (тайной человеческой крови) и держать все это время в лошадином навозе при неизменной температуре, она вырастет в человеческое дитя…». Верование в то, что в сосуды можно заключать различных духов, не говоря уже о человекоподобных существах, было достаточно распространено в Средние века. Например папа Бенедикт IX держал у себя в склянке семь заклятых им духов. Так что во времена зарождения гомеопатии понятие дух лекарства было почти так же привычно, как вкус или запах микстуры.
Современником Ганемана был Франц Месмер, так же жаждавший быстрого и скорейшего исцеления и активно практиковавший «животный магнетизм» для лечения самых разных болезней. Причем, начав с реального магнита, который что-то и как-то притягивает, закончил он исцелением голыми руками посредством пополнения животного магнетизма своих клиентов своим собственным. Естественно, что Луна, Солнце и планеты активно участвовали в этом оздоровительном процессе. Слава Месмера была велика, но быстротечна, успехи Ганемана были более скромными, но последователей у него на данный момент оказалось существенно больше. Месмера не без оснований иногда называют родоначальником метода лечения посредством гипноза. И в этом плане все современные психотерапии вырастают именно из случайного открытия древних эскулапов, обнаруживших великую целительную силу слова человеческого, способного активно влият на жизненную силу организма.


Научный подход

Эффект «плацебо», то есть лечение лекарством, не содержащим, по мнению врачей, активного химического вещества, известен достаточно давно. Главное в этом методе, чтобы больной был уверен в том, что «хлебные пилюли» являются новейшим и сильнодействующим лекарством. Причем по современным данным эффективность плацебо достигает 30%, то есть треть людей чувствуют облегчение болей и быстрее выздоравливают благодаря самой процедуре лечения, без какого-либо физического, химического и биологического, воздействия на работу ншего организма. Правда, столь хорошие результаты получаются только в плане «быстрого» эффекта, в долговременном плане эффективность лекарства-пустышки существенно ниже. Быть может, и по этой причине одной из «тайных» задач любого психотерапевта является работа по созданию в каждом пациенте «доброго внутреннего доктора», способного успокоить и исцелить подопечного при первой неоходимости.
Сегодня  в доказательной медицине существует четкая процедура, называемая двойное слепое тестирование. По дороге от лаборатории ученых до прилавков аптек любое лекарственное средство сегодня проходит длинный цикл доклинических испытаний и клинических проверок, в ходе которых сравнивается эффект от нового лекарства и его аналога, не содержащего лечащей компоненты. Испытания проводят так, что не только больной, но и врачи с медсестрами не знают, в какой из фирменных коробочек новое лекарство, а в какой плацебо-пустышка. Такая технология позволяет не только учесть психотерапевтический эффект от новой упаковки и формы таблетки, но и устранить предвзятость экспертов в оценке положительного эффекта. Персонал клиники только после обработки данных и проведения статистического анализа результатов, узнает какие больные принимали настоящее лекарство, а какие его плацебо-имитатор.


Индивидуально-комплексный подход


Гомеопатам, работающим индивидуально с каждым пациентом, подобный усредненный подход всегда не нравился, и они под разными предлогами уходили от попыток такого рода доказательств эффективности гомеопатических лекарственных средств. Но в последнее время, желая войти в систему страховой медицины и борясь за право свободной и всеобщей рекламы своих лекарственных средств, гомеопаты пошли навстречу требованиям современной доказательной медицины.
Объединенная Европа приняла очень простое и наглядное решение по поводу методики врачевания подобного подобным. Европарламент разрешил рекламировать и продавать в аптеках с инструкцией, содержащей показания к применению, только те гомеопатические препараты, которые прошли клинические испытания и доказали свою эффективность. Все остальные снадобья должно выдаваться по рецепту и употребляться, следуя указаниям лечащего врача. Таким образом,  большинство гомеопатических монопрепаратов, «имеющих многолетнюю историю применения», могут свободно распространятся без какой-либо верификации и доказательства своей эффективности. Единственное, что надо сделать производителям, это получить разрешение на выпуск этого вида продукции, то есть доказать отсутствие токсической, канцерогенной и мутагенной активности в конкретном гомеопатическом препарате. А получить такое разрешение совсем нетрудно, особенно учитывая типичные концентрации исходного вещества в продающейся сахарной крупке. Не зря гомеопаты хвалятся, что из всех когда-либо выпускавшихся медицинских препаратов ртути только гомеопатические потенции этого ядовитого вещества сегодня свободно продаются в аптеках.
Наиболее активно сертификацией своих лекарств занимаются фирмы, выпускающие комплексные гомеопатические препараты. Именно эти  средства обычно рекламируют по телевизору, радио и в метро. Причем достаточно часто в состав этих чудодейственных смесей входят совсем не гомеопатические концентрации исходных спиртовых настоев различных лекарств. Вообще-то многие гомеопаты очень настороженно относятся к комплексным препаратам, назначаемым по симптомам без учета индивидуальной истории человека и болезни. Однако простота выбора нужного препарата и гарантированный производителем общеукрепляющий эффект обеспечивают неплохой товарооборот в этой сфере медицинских услуг. Больные активно применяют комплексы в рамках самолечения, врачи традиционных направлений достаточно часто назначают их в рамках стандартной схемы «диагноз – лекарство». Причем, уповая на полную безвредность и совместимость гомеопрепаратов, в графе «доза и сроки приема» указывают: «Следуя инструкции до полного выздоровления», которое понятное дело наступит, если речь идет о послепростудном насморке или обычном гриппе. В итоге объем продаж такого рода лекарств ежегодно возрастает как в мире, так и в отдельно взятой нашей стране, а затраты на доказательство эффективности и рекламу сторицей окупаются.
Наличие во многих комплексных препаратах целого ряда активных веществ во вполне фармакологических концентрациях делает практически невозможным разделение химических и гомеопатических воздействий, вызываемых испытываемыми препаратами, при этом в отличие от академической медицины гомеопаты не очень сильно озабочены проблемой совместимости разных компонент и потенций, помещенных в одну крупинку или флакон. Порой в изготавливаемом лекарстве присутствует одно и тоже вещество в трех потенциях – низкой, чтобы влияло на физиологическом уровне,  в средней, для воздействия на психику больного, и высокой, для коректировки духовной сущности Человека Разумного.


Законы рынка


Современная гомеопатия, по крайней мере, в лице основных производителей снадобий в красивой упаковке и с вложенной инструкцией по применению, достаточно дружелюбно относится к академической медицине и с удовольствием продает свои препараты в обычных аптеках рядом с современными фармацевтическими средствами. История возникновения комплексных гомеопатических препаратов удивительно прозаична: видя, что одно единственное лекарство, «должное с необходимостью быстро и навсегда исцелить человека», найти не удается, практикующие врачи, в нарушение завета Самуэля Ганемана, начали прописывать несколько препаратов сразу, стараясь хоть так помочь страждущим.
Любопытно, что эта практика была замечена гомеопатическими аптеками и основными производителями гомеопатических препаратов. Видя, что некоторые комбинации препаратов назначаются достаточно часто и применяются для лечения вполне определенных болезней, изготовители решили упростить жизнь врачам и пациентам, соединив все нужные потенции в одной единственной грануле. Таким образом, статистические данные о наиболее продаваемых комплексах гомеопатических препаратов превратились в новые высокоэффективные лекарства, назначаемые по симптоматическому признаку, хорошо знакомому и привычному для обычных врачей, обученных в нормальных медицинских вузах. Логика была железная и прямолинейная: раз это покупают, значит, оно помогает… Все четко и по науке, как и учили экономисты в XIX веке: «спрос порождает предложение».
Правда, современные взгляды на методы эффективного продвижения новых продуктов на рынок гласят, что в условиях жесткой конкуренции основной двигатель торговли – реклама. Гомеопаты и здесь не отстают от свежих веяний, активно нажимая в рекламе не только на эффективность, но и на безвредность своих природных лекарств. Так что старинный лозунг американских маркетологов: «продать то, что не нужно на деньги, которых нет» актуален и сегодня. В переводе на русский это означает, что рекламируемый товар покупается клиентом без особой необходимости и к тому же в кредит. Европейские фармацевтические фирмы заметили присутствие гомеопатии на рынке медицинских услуг не только по рекламным плакатам, но и по результатам финансовой деятельности и полученной гомеопатами прибыли. Трудно сказать, какая часть из денег, потраченных на природные и безвредные высокопотенциированные препараты, могла быть истрачена на академические лекарственные средства, но сам факт финансовой конкуренции налицо.
Вопросы, связанные со свободной продажей, рекламой и применением гомеопатических препаратов, находятся сегодня в стадии юридического урегулирования в объединенной Европе. Следует иметь в виду, что и в Росси гомеопатическое лечение не оплачиваются по медицинской страховке. В некоторых странах Евросоюза пациент к тому же не имеет права идти к гомеопату, не побывав у обычного врача, в противном случае у больного могут быть проблемы с получением денег по страховке при последующем академическом лечении.
Кстати, большинство Американских штатов причисляет гомеопатические лекарства к категории пищевых продуктов и добавок и, соответственно, требует доказательства лишь безвредности продаваемых препаратов, не настаивая на их лечебной эффективности. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) причисляет гомеопатию к медицинским культам, то есть методикам врачевания, не имеющим под собой научной и доказательной основы. В европейских аптеках не увидишь витрин, заставленных гомеопатическими препаратами с яркой рекламой их назначения. Они есть в свободной безрецептурной продаже, но чтобы фармацевт его выдал, надо точно назвать то средство, которое необходимо покупателю.
Наблюдаемые периодически всплески интереса к гомеопатии имеют вполне разумное объяснение. С одной стороны, чем значительнее становятся успехи академической медицины, тем больше оказывается серьезно больных людей, которые в условиях отсутствия адекватной классической медицинской помощи давно бы уже не нуждались в услугах врачей. Задушевные беседы с врачом-гомеопатом и постоянный прием безвредных гомеопатических препаратов может быть полезной формой психотерапии, помогающей болящим бороться за свою жизнь. С другой стороны, чем больше лекарств рекламируется по телевизору, тем чаще люди принимают вовнутрь то, что им совсем даже не следовало бы пить, и, как следствие, отказ от приема «химии» и переход на «природные» гомеопатические средства может вполне положительно отразиться на самочувствии пациента и состоянии его иммунной системы. Ну и самое главное  — люди просто забывают о прошлом неудачном опыте применения гомеопатии и срабатывает стандартная схема, что «новое – это хорошо забытое старое».


Право первой встречи


Последняя по времени вспышка интереса к «традиционным» методам врачевания, начавшаяся на Западе в последней четверти XX века, докатилась сегодня и до России. Гомеопаты достаточно часто оказываются в компании специалистов по народным и «традиционным» методам врачевания всилу того, что вроде бы как у них имеется многовековой опыт применения и в то же время никто не может объяснить, почему это все может работать. Последователи Ганемана глубоко уверены в эффективности их способа врачевания и полагают, что будущее именно за регулирующей немедикаментозной медициной.  Однако научно-технический прогресс и успехи академической медицины не могут не влиять на мировоззрение гомеопатов и подвижка, произошедшая в последнии годы в сознании сторонников лечения подобного подобным, не может не радовать. Как пишет один из известных московских гомеопатов, активно переводящий на русский язык труды зарубежных последователей Ганемана, он «мечтает о том времени, когда пациент прежде всего будет приходить к гомеопату, который, владея всей полнотой гомеопатического и академического опыта, будет решать, оставить больного себе или отправить его в поликлинику, где ему будет оказана соответствующая медицинская помощь». То есть, гомеопаты мечтают о том времени, когда они, а не участковые терапевты, станут теми врачами, с которых начинается процесс оказания медицинской помощи. И надо сказать, что это их скромное желание имеет под собой здравое основание – если человеку может помочь сам процесс лечения, без участия фармакологического воздействия таблеток и уколов, то такая психотерапия очень даже оправдана, как с экономической, так и медицинской точки зрения. Умные врачи достаточно часто лечат таких пациентов шариками с аскорбиновой кислотой или каким-нибудь другим безвредным препаратом.
Другое дело, где взять столько грамотных гомеопатов, способных отличить их пациентов от тех, которых надо лечить согласно методикам научной медицины. Существующая система здравоохранения во всем мире признает важность врача психотерапевта, способного одними разговорами вылечить не излечимые другими способами болезни. Однако гомеопаты категорически против причисления их отрасли к виду психотерапии и по-крупному они, безусловно, правы, поскольку используют самые разнообразные потенции, в том числе обладающие вполне ощутимой фармакологической активностью. Но дело не только в этом — модные психотерапевтические практики, как правило, меняются каждые десять лет и то, что работало в начале века, уже к его середине сильно потеряло в эффективности. (Понятно, что такие минующие сознание суггестивные методы, как гипноз и транс, находятся вне времени и пространства, служа верой и правдой уже не одну тысячу лет самым разнообразным специалистам.) Однако все, что апеллирует к сознанию, достаточно быстро им утилизируется и перестает работать, становясь рутинной процедурой, эффективной только для малоосведовленных пациентов. Именно по этой, вполне прозаической, причине гомеопатии необходим некий ореол необычности и непонятности, без которого лечение подобного подобным перестает восхищать пациентов и становится скучным приемом аспирина при слишком высокой температуре. И если в случае аспирина температура действительно спадает, хотя бы ненадолго, то в случае гомеопатического лекарства до того, как полегчает, никак нельзя проверить правильно ли подобран сам препарат и его потенция… Причем если эффект полностю отсутствует то виновата, по мнению гомеопатов, всегда не сама методика лечения подобного подобным, а врач, не сумевший подобрать нужный препарат и потенцию. Для многих любителей полечиться таким методом характерно своеобразное паломничество по знаменитым врачам, могущим легко «взять гомеопатический случай», то есть найти препарат и потенцию, точно соответствующие недугу, одолевшему человека. Понятие Врача и Школы — ключевые в методике лечения подобного подобным и только после многолетней успешной практики к Метру приходит признание и толпы страждущих. Поиск нужного препарата среди тысяч описанных в реперториуме — сложнейшая и главнейшая задача врача-гомеопата. Наивное предложение — взять по крупинке всех популярных гомеопатических препаратов и выпить это все зараз в надежде на то, что организм сам разберется, какое лекарство ему нужно, и именно оно подействует, почему-то не встречает понимания со стороны гомеопатов, глубоко уверенных в полной безвредности неправильно подобранных сладких шариков и поразительной действенности точно угаданных.


Соединяй и здравствуй


Комплексные препараты, принимаемые по показаниям, предельно похожи на традиционные аспирин или пурген, только вот эффект от применения этой разновидности гомеопатии наблюдается не всегда и не сразу… Одним из достаточно экономически успешных направлений развития учения Ганемана стала гомотоксикология, соединяющая в себе, по мнению ее создателя, гомеопатию, натуропатию и академическую медицину. Ханс-Хайнрих Реккеверг, начав с частной гомеопатической практики, очень быстро осознал ограниченность классической монопрепаратной гомеопатии и стал активно искать и внедрять в производство комплексные препараты, воздействующие на организм с самых разных сторон. Холистический подход и взгляд на человека как на единую биологическую систему характерен для всех школ гомеопатии, и комплексные антигомотоксические препараты, по мысли первооткрывателя, должны были не только вызывать общий дезинтоксикационный эффект, но и способствовать активации защитных сил организма. Трудно сказать, почему Реккеверг избрал для названия своей фирмы аббревиатуру латинской фразы «Herba Est Ex Luce» (растение из света), а позже основывал фирму «Cosmochema» и издательство «Aurelia-Verlag». Лечат антигомоксикологи препаратами содержащими вполне макроскопические количества активного компонента. Низкие потенции вплоть до D1 (то есть 10%-ные растворы исходной спиртовой настойки) нередко встречаются в знаменитых лекарствах фирмы Хеель а разведения D3 (0,1%) есть почти во всех ее препаратах. Хотя, естественно, потенции D10 (10-10), D30(10-30), D200 (10-200) и даже D1000 (10-1000) тоже присутствуют в комплексных препаратах, причем порой вместе с низкими потенциями тех же веществ, для более широкомасштабного воздействия.
Реккеверг дает следующее определение болезни: «Болезнь представляет собой комплекс целесообразных защитных процессов в организме, а также проявлений попыток компенсировать интоксикацию». Соответственно основная задача гомеопата —  правильно сориентировать природные процессы в направлении полного и окончательного выздоровления. Применение сразу многих препаратов противоречит принципу лечения подобного подобным, поскольку провести испытания комплексного препарата невозможно и его компоненты в полном смысле слова соединяются по наитию в соответствии с принятой врачом-гомеопатом концепцией взаимодействия препарата и организма… Поэтому классические гомеопаты, ищущие единственный подобный болезни препарат, достаточно негативно отзываются о так называемой гомотоксикологии и комплексных препаратах, применяемых по симптоматическому принципу. Однако методика лечения подобного подобным — это развивающаяся область врачевания и нельзя запретить людям изменять ее основополагающие принципы, оставаясь верным главной идее и способу пробуждения лечебного духа лекарства и стимуляции жизненной силы организма.


Потенцируя слова


Размышления об отсутствии даже единичных молекул лечащего вещества в большинстве гомеопрепаратов привело некоторых  целителей к мысли о возможности дистанционного, бесконтактного переноса лечащего духа с одного сладкого шарика на другой. В XX веке появилось множество электронных репринтеров, способных за считанные секунды изготовить произвольную потенцию любого препарата с помощью жужжания, дрожания и помигивания светодиодами. Столь тонкое дело, как перенос некоей лечебной информации с одной сахарной крупки на другую, поначалу требовал наличия кассеты с образцами основных препаратов, изготовленных в соответствии с прописями Ганемана. Но затем прогресс и компьютерные технологии взяли свое, и нужные потенции стали готовить, просто вызывая на экран ноутбука или простейшего наладонного компьютера название нужного препарата и посылая некий сигнал на чистую сахарную крупку, воду или спирт.
Один московский гомеопат «записывает» нужную лечебную информацию на запаянные ампулы с физиологическим раствором  и рассылает их по всему миру. Поскольку в инструкции по применению написано «хранить в холодильнике», то клиенты, беспокоясь о сохранности препарата во время транспортировки, резонно спрашивают, не испортится ли лекарство, за время в пути. Автор методики отвечает, что процентов на сорок сила препарата, конечно, упадет при пересылке, но оставшейся части вполне хватит на все время гомеопатических инъекций и полосканий.
Чисто магические действия с электрическими сигналами и компьютерными программами пользуются достаточно большим спросом среди практикующих гомеопатов и нравятся пациентам. Особый фурор обычно производит не процедура изготовления нужного лекарства, а поиск нужного «волшебного слова» с помощью медикаментозного теста Фолля по биологически активным точкам. Особенно радует пациента мгновенная реакция живого организма на появление в непосредственной близости от него лекарства в закрытом стеклянном сосуде или высвечивание названия исследуемого препарата на экране персонального компьютера.
Дистанционная способность человека чувствовать целебную силу препарата и его лечебный дух не может не поражать. Успокаивает и позволяет остаться в рамках материалистических воззрений на природу электричества заметная доля скептицизма, выражаемая традиционными гомеопатами по поводу новейших изысканий их коллег, и отсутствие научных данных о наличии у человека «меридианов и биологически активных точек», способных изменять свое электрическое сопротивление в зависимости от духа поразившей болезни и лечащей субстанции.  Не стоит сбрасывать со счетов при материалистической интерпретации медикаментозного теста с помощью омметра Фолля и то обстоятельство, что показания стрелки сильно зависят от силы прижима электрода к коже и того, насколько сильно вспотел пациент во время «гомеопатического интервью»…


Программное регулирование


Пресловутый «дух лекарства» и «жизненная сила»  не дают покоя не только тем, кому не совсем по нраву лечение неизвестно чем, но и  верным последователям Ганемана, стремящимся не уронить знамя великого учителя. Автор концепции «Программного Регулирования Организма» вполне четко с помощью кибернетики и информатики объяснил как «дух лекарства» стимулирует «жизненную силу». Компьютеризированный подход пока не стал общепринятым в мире гомеопатии, но в силу своей оригинальности, безусловно, достоин внимания. Вычленение в живом человеке «железной» — биологической  и «программной» – управляющей составляющей наверно не слишком оригинально и ново. Однако внедрение компьютерного сленга и понятных клиенту аналогий достаточно хорошо маскирует реальную сущность гомеопатии, создавая иллюзию понятности механизма воздействия потенцированных препаратов на живой организм.
Основная идея этого подхода проста и понятна: человек — это биологический компьютер, снабженный системой самоподдержания, саморегулирования и самопрограммирования. «Железная» часть человека, по мнению автора, достаточно надежна и стабильна и сами по себе наши органы ломаются достаточно редко. Гораздо чаще сбоит «софт» и расстраивается  система управления организмом. Ну а если болезнь  — это расстройство именно системы саморегулирования, то и лечить недомогание надо прежде всего программным методом, не торопясь с заменой «центрального процессора», «блока питания» и «сбоящих микросхем»… Автор выдвигает достаточно правдоподобную гипотезу о химическом характере того языка, на котором организм разговаривает с окружающей средой и другими биологическими объектами. И это в общем-то не противоречит современным представлениям микробиологов о том, как клетки общаются друг с другом и откуда иммунная система узнает о том, что надо бороться с чужеродным агентом, попавшим в наш любимый организм.
Самое интересное начинается чуть-чуть позже, когда Нейман предполагает, что в процессе эволюции у человека и животных возникли не тольлко механизмы защиты от инфекций и болезней, но и специальная сигнальная система, заранее оповещающая о надвигающейся опасности и превентивно активизирующая внутренние силы организма.   По этой теори получаеться, что высокопотенциированый препарат как бы предупредает организм о приближении опасности позволяет ему использовать в борьбе с болезью тактику: «лучшая защита – нападение». Причем поскольку химическая информация, по мысли гомеопата, может записываться прямо на воду, спирт или сахар, то собственно вся гомеопатия это не что иное, как программное регулирование нашего расстроившегося и пораженного вирусами биокомпьютера. Получается, что сахарная крупинка — это как бы дискета с антивирусной программой… И гений Ганемана просто угадал эту особенность нашего устроения еще двести лет назад, когдаи помине небыло ни каких ЭВМ.


Если хочешь быть здоров – заряжайся…


Аналогия между живым существом и компьютером должна, по идее, устранить всю мистическую составляющую гомеопатии, переводя ее на сугубо материалистические рельсы. Самое тонкое место в «теории программного регулирования» — это запись и хранение полезной информации на самые произвольные жидкие носители типа воды и спирта. Возникновение упорядоченной наноструктуры в жидких средах это основной конек всех экстрасенсов, эниологов и заряжателей воды, газет и кремов. Причем если Чумак заряжал все, что лежит перед телевизором, просто на выздоровление, то гомеопаты готовят свои препараты сугубо адресно, направляя с их помощью организм на излечение именной той болезни, которая его в данный момент одолевает. Хотя, следуя простой логике, что лечить надо не болезнь, а человека, разница между Ганеманом и Чумаком невелика – просто первый искал нужную и подобную потенцию и препарат, а второй предлагал универсальное средство именно от обуявшей человека болезни. Причем у Кашпировского, который «давал установку», организм тоже сам боролся с болезнью, находя внутренние резервы и определяя «врага». Более того, данный телегерой активно внушал, что все необходимые вещества организм может выработать сам, поскольку внутри нас находятся настоящие «лекарственные фабрики». Неведомый носитель «позитивной информации» во всех этих методиках врачевания, похоже, един и  автор идеи не скрывает от своих читателей, что эту роль может выполнять и обычное слово… Действительно, если в процессе эволюции появилась речь, то почему бы ей и не управлять биохимическими процессами в нашем организме! А еще лучше, если это будет мысль человеческая, – ведь вон какие чудеса творят йоги, они не едят и не дышат месяцами и даже летают, сидя в позе лотоса… и это все происходит просто в процессе медитации, то есть чистейшего мыследействия. Опять же мыслить, а значит существовать, по мнению многих философов, может только человек — основной плод многомиллионнолетней эволюции.
Вода, конечно, замечательное вещество с уникальными свойствами и сильно притягивающимися друг к другу молекулами. Однако стабильные молекулярные структуры и пресловутая память воды пока не нашли экспериментального подтверждения и все, что возникает в жидкой среде, носит временный характер рассыпаясь и возникая вновь миллионы раз в секунду. Структурные флуктуации и упорядоченные группы молекул, безусловно, есть в воде, только информацию на них не запишешь, поскольку эта «бумага» постоянно исчезает и возникает вновь, растаскивая слова и перепутывая буквы «эволюционного биоалфавита». И все попытки гомеопатов и экстрасенсов объяснить процесс записи лечебной информации на воду в ходе разбавления, встряхивания и прочих пассов руками пока не увенчались успехом и вряд ли когда-нибудь увенчаются.


Корпускулярно-волновой дуализм


Любопытно, что гомеопаты ломятся при этом в открытую дверь, не подозревая  об успехах ученых. Исследователи микромира и отцы квантовой механики еще в первой половине прошлого века указали на жизненно необходимый гомеопатам принцип запутывания квантовых состояний провзаимодействовавших электронов, атомов и молекул. Дело в том, что  пси-функция, используемая при описании элементарных частиц, принципиально нелокальна и едина для молекул лечащей субстанции и воды, бывшей в контакте с препаратом. Более того, встряхивание и интенсивное перемешивание как раз расширяет круг молекул находившихся в непосредственном контакте с лечащим агентом, подобным болезни. Получается достаточно пикантная ситуация: вода на квантовомеханическом уровне помнит обо всем, что с ней было, и в некотором смысле ее квантовое состояние зависит от той самой коры хинного дерева, в контакте с которой была водноспиртовая исходная настойка. Более того, в этом плане мы все связаны друг с другом, и тем крепче, чем больше каши мы съели из одной тарелки. Так что выражение про пуд соли, который надо съесть, прежде чем узнаешь человека, приобретает совсем даже не фигуральный и образный смысл, а вполне квантовомеханический… Более того, дыша одним воздухом и думая об одних и тех же звездах и богах, мы невольно приближаемся друг к другу, постепенно объединяясь в плане нашего общего квантовомеханического состояния. Так что, здороваясь и обнимаясь, мы не просто приветствуем друг друга – мы невольно соединяемся, становясь единой пси-функцией…
В начале прошлого века чисто умозрительный эксперимент Эйнштейна-Подольского-Розена с провзаимодействовавшими частицами казался парадоксом и противоречил здравому смыслу. Однако в конце века факт квантовой взаимосвязанности был экспериментально проверен и стал твердо доказанной теоремой о нелокальности пси-функции.
Такова суровая правда объективной реальности и, видимо, гомеопатия — это универсальное средство коррекции именно квантовомеханического состояния нашего биокомпьютера посредством квантовой телепортации лечебной информации. Забавная ситуация и от этого квантового единения всего со всем голова легко может пойти кругом, а «крыша поехать». Но физика наука точная и всякого рода нелепости мало симпатичны естествоиспытателям. Поэтому на самом деле, несмотря на все нелокальности и всеобщую взаимосвязь, все в нашем макромире вполне самостоятельно и малозависимо от  прошлых объятий и рукопожатий. Дело в том, что единая пси-функция легко разрушается после любого измерения, наблюдения или взаимодействия, память о прошлых контактах пропадает, и эволюция микрообъекта начинается как бы с чистого листа. Хотя, быть может, это как раз и есть та причина, по которой гомеопатические препараты портятся от солнечного света и сильных запахов – тонкая структура сахарного шарика разрушается вследствии грубог воздействия. К несчастью для гомеопатов теория панпсихизма, согласно которой каждый электрон помнит все, что с ним было, не очень популярна среди физиков и они, наоборот, глубоко уверены в том что все электроны абсолютно одинаковы и любой можно заменить любым – главное чтобы квантовое состояние системы было прежним. С точки зрения микромира каждое новое рукопожатие полностью разрушает прежние квантовые состояния здоровающихся, и только память человеческая связывает нас с прошлым и определяет в этом плане наше будущее поведение.
Микромиру вообще свойственно вероятностное поведение и наличие «семи пятниц на неделе». В поведении атомов, электронов и молекул достаточно много закономерностей, но один из главных законов, лежащих в основе устроения мира, провозглашает принципиальную непредсказуемость судьбы конкретной элементарной частицы и множественность вариантов развития квантовомеханических событий. В свое время факт установления «свободы воли электрона», то есть отсутствия возможности точного предсказания его будущего поведения на основе экспериментальных данных о его исходном положении, довольно сильно потряс устои общества. Некоторые философы и социологи сделали из вероятностного характера микромира однозначный вывод о абсолютной свободе действия и отсутствии любых ограничений на поступки Человека Разумного.


Homo Homeopathicus


Проведенная параллель между гомеопатическим лечением, заговором шамана, медитацией и аутотренингом как средствами самооздоровления не так уж и надуманна. Во всех этих методиках единственным более или менее понятным с точки зрения современной медицины компонентом являтся самовнушение. И хотя мы пока не до конца понимаем, как добрые или просто уверенные слова эскулапа  запускают механизм самоисцеления, но этот чисто психологический фактор  сегодня не вызывает сомнения ни у кого из врачей.
Большинство «народных» методов лечения бородавок, ячменей и рожи сегодня вызывают смех и существенно уступают по эффективности достижениям научной медицины. Однако все эти, да и многие другие, инфекционные болезни худо-бедно «лечились» и без современных лекарств заговорами, картошкой, яйцом, слюной, тупой стороной ножа и просто указательным пальцем. Человек, как живое и очень даже стойкое образование, встретившись с инфекцией, в большинстве случаев выходит победителем. Летальных болезней не так уж и много, и даже в стародавние времена во время эпидемий чумы и холеры умирали не все живущие на пораженной территории. Гомеопаты из этого отрадного факта сделали вывод о внутренней предрасположенности человека к конкретной заразе и отсутствии объективной первопричины у инфекционных болезней. Знаменитая теория миазмов или хронических болезней вырастает именно из постулата о принципиальной, исходной, имеющейся уже при рождении  пораженности организма той или иной болезнью – у Ганемана чесоткой, сифилисом, гонореей, ну а позже к этим трем миазмам прибавился еще туберкулезный и онкологический. Причем текстуальное совпадение названия миазмов с известными болезнями в общем ничего не значит и присутствие сифилитического миазма совсем не обязательно означает наличие бледной спирохеты в организме страждущего. По сути, это просто специальные термины для обозначения некоторого набора симптомов. Гомеопат лечит человека, а не болезнь, нормализуя нормальное течение жизненной силы в живом организме с помощью специфических динамизированных лечебных препаратов. Углубляться в гомеопатическую теорию хронических болезней в данном коротком исследовании явно не стоит. Мы ограничимся лишь замечанием о том, что многие гомеопаты и здесь видят гениальную прозорливость Ганемана, в столь стародавние времена распознавшего наследственные болезни и мутагенное воздействие окружающей среды.
Гордость и самоуверенность приверженцев метода лечения подобного подобным вполне понятна и отчасти простительна. Имея столь гениального основателя учения грех не пытаться объять необъятное и осчастливить все человечество навсегда избавив его не только от острых инфекций, но и от хронических болезней. И до боли обидно, что, несмотря на все возрастающий перечень гомеопатических лекарств, неимоверное количество школ, учителей и компьютерных программ, люди продолжают болеть и умирать в цвете лет, полные жизненной силы и планов на будущее. Данный парадокс не очень сильно удручает современных гомеопатов и они свято верят в то, что именно на пути повсеместного внедрения немедикаментозных, регулирующих методов врачевания удастся победить все хвори и подарить человеку не только здоровое тело, но и здоровый дух.
Дух или, точнее, психика появилась в конце предыдущего абзаца совсем не случайно, гомеопаты очень серьезно относятся к самоощущению пациента и уделяют немало внимания коррекции мировосприятия болящего человека. И дело не только в том, что в гомеопатических реперториумах  есть лекарства от излишней набожности или кажущегося волоска на нёбе. Как правило врач-гомеопат занимается не только лечением ноющих костей или болезненных фурункулов, он заодно корректирует стиль жизни, рекомендует правильную диету и полезную гимнастику. Комплексный подход к лечению — это, безусловно, правильный взгляд на проблему оздоровления и поддержания жизненного тонуса. Только причем здесь гомеопатия и ее высокопотенцированные препараты? Ответить на этот вопрос достаточно просто: для красивого и таинственного антуража и создания эффекта присутствия могущественной и неведомой Силы, исцеляющей человека.
Именно благодаря комплексному подходу и таинственности механизма воздействия гомеопатии и удалось так долго продержатся на плаву и, видимо, она будет еще очень долго врачевать тела и души страждущих, готовых лечится неведомо чем от неведомо чего. Скорее всего это хорошо, что человека от очень многих болезней можно вылечить просто словом и простыми безобидными сладкими шариками. Говорят, самый главный лечебный принцип – не навреди, а если так, то гомеопатия действительно терапия будущего, а психотерапевт основной и главный доктор XXI века. Фармацевтические фирмы, хирурги, инфекционисты и онкологи, конечно, с этим не согласятся, но ведь для каждого «здравомыслящему человеку» очевидно, что если с детства лечиться только гомеопатией, то не только холера и туберкулез, но и сифилис с гонореей и СПИДом будут не страшны Человеку Гомеопатическому.


Наглядные иллюстрации


Последователи Ганемана, рассказывая о волшебной силе своих лекарств, иногда приводят следующий пример ничтожности используемых ими дозировок. В российской транскрипции эта фантастическая история выглядит следующим образом.
Представьте себе, что Вы, уронив ключи от машины в Москву-реку в районе Серебряного Бора, съездили вниз по течению в район Нагатинского затона, где взяли пару капель воды из реки, и вернувшись с их помощью открыли и завели любимое авто… Данный пример достаточно наглядно демонстрирует типичные степени разведения, применяемые в гомеопатии, и чудесную способность воды помнить все, что ей довелось обтекать.
Важность процедуры встряхивания при потенцировании лучше всего демонстрирует практика мытья детских бутылочек путем взбалтывания налитой в них теплой воды. Как известно материнское молоко – это сильнейшее и универсальное лекарство для новорожденного человечка. А процедура приготовления высоких потенций гомеопатических препаратов по методике Корсакова как раз и состоит в многократном встряхивании, периодическом опорожнении и заполнении используемой тары новым чистым раствором. Поэтому, тщательно отмывая детские бутылочки, мамы не только убирают остатки пищи, но и готовят сильнодействующее гомеопатическое лекарство, многократно усиливая целебные свойства своего молока. Правда, для того, чтобы эффект потенцирования имел место, желательно хотя бы один раз уронить капельку молока в бутылочку для кормления. В свете такого гомеопатического подхода становится более понятной и тяга младенцев к соске и бутылочке – они инстинктивно чувствуют целебную силу старого латекса и сладкого сока, согретого материнской любовью и памятью воды, оставшейся на пластиковых или стеклянных стенках сосуда для кормления.
Вездесущность гомеопатии и загадочная сила «природных потенцированных препаратов» не может не удивлять. Однако никакого естественнонаучного объяснения данный феномен пока не получил и непонятно сумеет ли получит. Существует религиозная трактовка данного явления, и она заслуживает внимательного к себе отношения, поскольку традиционные верования не одну тысячу лет соседствуют с народными методами врачевания и поднакопили немало данных о взаимодействии духовного и телесного в человеке. Серьезных богословских трудов на тему врачевания подобного подобным пока никем не написано, поскольку данный вопрос является сугубо частным и к основам вероучения отношения не имеет. Однако даже беглый взгляд на феномен гомеопатии, жизненную силу и дух лекарства, с точки зрения христианства, показывает, что последователи Ганемана очень опасно ходят и непонятно каким богам и духам поклоняются. Поскольку с естественнонаучной точки зрения механизм передачи и усиления лечебных свойств в процессе разведения со встряхиванием не только не понятен, но и не возможен, то все гомеопатические манипуляции со сладкими шариками и водноспиртовыми растворами носят чисто ритуальный и магический характер. Ну, а отношение к магии, как известно, у различных религий бывает диаметрально противоположным. Для оккультиста колдовство — это милое и благое дело, а для православного христианина любое волхвование и призывание неведомого духа лекарства — верный путь к погибели. И даже если в процессе такого лечения будет получено телесное здоровье, расплата за это на том свете для тех, кто проповедует философию гомеопатии, может оказаться совсем неадекватной земным успехам…
В XXI веке говорить о философских основах разных методов врачевания немного странно, также как и обсуждать богословские аспекты фармацевтической активности аспирина и православность гомеопатии, поэтому глубоко правы те, кто предлагает отделять процесс лечения от религиозной проповеди и советует опираться на строгие научные данные, обсуждая действенность гомеопатии. Уважая двухсотлетнню традицию философствования гомеопатов по поводу нашего здоровья и самочувствия  следует заметить, что для них приемлемо любое вероисповедание пациента, и если они нащупают религиозную струнку в душе пациента, то, будьте уверены, играть на ней они будут пренепременно.
Большинство так называемых народных или традиционных медицинских практик сформировались в обществах, где религия играла очень большую роль. Именно по этой причине теоретическая база всех восточных методик оздоровления типа акупунктуры или системы упражнений йоги основана на представлениях о неких энергиях инь и янь,  циркулирующих в нашем организме по меридианам и концентрирующихся в чакрах. Наше прагматическое и безбожное время, признавая определенные успехи таких древних методов лечения, казалось бы, должно было взять все полезное, что было наработано за многовековую историю, и отсеять наносное и сомнительное… Но не тут-то было – иррациональное не захотело отделятся от рационального, и все восточные и прочие народные медицины сегодня идут рука об руку с их родными и любимыми верованиями. Более того, большие специалисты по немедикаментозным методам лечения глубоко уверены в том, что одно без другого не работает и внедрение точечного массажа и иглоукалывания в обычную практику физиотерапевтического кабинете ни к чему хорошему не приведет, поскольку, беря в руки иголки, надо думать не только об «особых точках) и болезнях, но о судьбе болящего человека, согласовывая свои действия с расположением светил и циклами Луны… Естественно, что физиотерапевтический эффект массажа не может зависеть от положения Юпитера или Марса, но основатели и продолжатели некоторых традиционных терапий так не считают. Они настаивают на жесткой взаимосвязи космического и земного не только в плане магнитных бурь и запуска ракет, но и в плане поддержания и регулирования жизненных сил и энергий циркулирующих в нашем организме.


Благие намерения


Сегодня Объединенная Европа тратит на приобретение безрецептурных потенцированных препаратов более миллиарда евро в год, и если холистические и альтернативные методы врачевания получать должную поддержку правительств и средств массовой информации, то завтра эта сумма легко может возрасти на порядки. Поскольку объемы гомеопатического бизнеса пока не идут ни в какое сравнение с деньгами, крутящимися в фармацевтической промышленности и лечебной индустрии, то гипотетический потенциал роста у альтернативщиков огромен.
То обстоятельство, что люди периодически болеют, ни у кого не вызывает сомнения, а стремление Всемирной Организации Здравоохранения развивать профилактические меры против болезней и разрабатывать технологии, созидающие здоровье, не может не радовать. Ранняя диагностика и превентивные меры — это очень перспективные направления современной научной медицины и было бы просто замечательно, если бы удалось победить все болезни. Однако об этом приходится только мечтать, и даже фантасты не дерзают говорить о полной победе над хворями человеческими. Биофизики, генетики, биохимики и врачи трудятся не покладая рук, пытаясь понять законы, по которым функционирует наш организм, и ища «рычаги» для управления его работой. Успехи ученых впечатляют и воплощаются не только в создании новых фармацевтических препаратов и суставных протезов, но и в разработке оптимальных технологий питания и медикаментозной коррекции врожденных нарушений и дисбалансов.
Христиан-Фридрих-Самуэль Ганеман во всех своих трудах уделял очень много внимания здоровому образу жизни, правильному питанию, общему оздоровлению и борьбе с врожденными и хроническими болезнями. В этом плане провозглашенный им комплексный подход к проблеме здоровья и внимание к конкретному человеку вполне созвучны основной линии развития системы здравоохранения XXI века. Последователи известного немецкого врача искренне полагают, что почетное место в рядах грядущих эскулапов им гарантировано, и медицина будущего будет основана именно на гомеопатических регулирующих методах врачевания. И только одно неприятное обстоятельство мешает наступлению золотого века гомеопатии – отсутствие научных данных, подтверждающих эффективность метода лечения «подобного подобным».




Иеромонах Анатолий (Берестов) (доктор медицинских наук, профессор, руководитель душепопечительского центра во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского)


Владимир Решетов (кандидат физико-математических наук, доцент МИФИ, редактор журнала «Вокруг Света»)
Print Friendly, PDF & Email

Share
 

      

Гимн альтернативной медицины

На Руси издавно сложилось своеобразное отношение власти к медработникам

Отношение народных масс к врачам также нельзя назвать особенно благоприятным

Medice cura te ipsum