Шито синими нитками
Врачи Каролинской клиники потребовали расследовать деятельность Маккиарини в России
Эту новость сегодня в шесть утра опубликовало шведское телевидение. Вслед за ним ее сразу перепечатали шведские газеты. Представителю Каролинского института пришлось отдуваться перед журналистами, объясняя, почему не были проинформированы российские власти. Речь идет о петиции, написанной 15 декабря 2016 года и опубликованной вчера на сайте правозащитной организации CIRCARE, Citizens for Responsible Care and Research.
Авторами петиции, адресованной ректору Каролинского института, послу России в Швеции, а также российским компетентным органам, стали те самые врачи Каролинской клиники, которые в свое время решились вынести сор из избы и обнародовать некоторые неприятные секреты каролинской медицинской «кухни». «В свое время они пытались предупредить Каролинский институт о том, что записи по пациентам ведутся нерегулярно и опубликовали данные по Паоло Маккиарини, однако за это подверглись преследованиям со стороны предыдущего ректора, — пишет на своем сайте For Better Science немецкий научный журналист Леонид Шнейдер. — В апреле 2016 года им вручили премию Transparency International за гражданское мужество».
В нынешней петиции врачи решили привлечь внимание к результатам проделанного ими анализа протокола клинического исследования «Трансплантация трахеи» от 5 февраля 2012 года, который был разработан в рамках выделенного в 2011 году многомиллионного российского мегагранта, где Паоло Маккиарини осуществлял руководство исследованиями. Текст протокола опубликован на сайте CIRCARE. Авторы петиции пришли к недвусмысленному выводу: подписывая в феврале 2012 года протокол исследования, Маккиарини был хорошо осведомлен о губительных результатах трансплантации пластиковой трахеи двум пациентам в Каролинский клинике. Однако скрыл эти факты и ввел в заблуждение этический комитет.
Приведя данные многочисленных анализов из архивов Каролинской клиники и сопоставив их даты с датой подписания протокола, авторы петиции настаивают: Маккиарини был хорошо осведомлен и о том, что в предыдущих опытах на поверхности пересаженных пластиковых трахей не было никаких следов эпителия, и о том, что у пациентов Каролинской клиники, перенесших трансплантацию пластиковой трахеи, наблюдались серьезные осложнения, угрожающие жизни. Вместо этого в протоколе об опытах в Каролинской клинике было написано: «В обоих случаях наблюдали люминальное врастание здоровых клеток эпителия дыхательных путей». «В ходе предыдущих исследований не было зарегистрировано каких-либо негативных последствий, которые обусловили бы отказ от предлагаемого плана исследования (протокола)».
«Результаты этих рискованных процедур были хорошо известны к тому времени, когда Паоло Маккиарини ставил свою подпись на протоколе. Это должно серьезно обеспокоить регуляторные органы, — заключают авторы петиции. — Если обвинения окажутся верными, то можно прийти к выводу, что несколько российских пациентов были подвергнуты смертельным экспериментам на основании сознательного манипулирования регуляторными органами и что необходимо предпринять уголовно-процессуальные действия против ответственных сторон, чтобы они понесли наказание в соответствии с российским законодательством».
Авторы петиции призвали Каролинский институт незамедлительно проинформировать российские власти и этические комитеты об обвинениях, которые в ней содержатся.
В качестве адресатов петиции в тексте указаны посольство России в Швеции, Министерство здравоохранения, Министерство образования и науки, Росздравнадзор, Комиссия по лженауке РАН, этические комитеты Кубанского государственного медицинского университета и Краевой клинической больницы № 1 им. С.В. Очаповского. Пока петиция туда не поступила. Представители Каролинского института заявили шведским журналистам, что она «обрабатывается согласно принятым процедурам, что означает, что она была выслана Палоло Маккиарини, который до 13 января имеет возможность выразить свое мнение по поводу новых обвинений». Однако в российском минздраве петицию уже ждут. «В случае поступления соответствующих документов в Министерство они будут рассмотрены в установленном порядке», — сообщил мне директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Олег Салагай.
Можно расчитывать, что разбирательство в России начнется, когда петиция поступит в соответствующие ведомства. Возможно, в этом случае вопросы возникнут не только к Паоло Маккиарини. «Создается впечатление, что те, кто одобрил протокол трансплантации трахеи, подошли к этому очень формально, если не сказать небрежно, — считает заведующий лабораторией биомедицинских технологий ФНКЦ физико-химической медицины Сергей Киселев. — Там есть много моментов, которые требуют отдельного серьезного рассмотрения. Непонятно, почему это не было сделано».
Алла Астахова