Тысяча и один способ закрыть больницу
Сегодня закрытием больниц, их передачей в руки бизнесменов и превращением в руины никого не удивишь. Еще не до конца обрушились стены отданной в концессию 63 больницы, но следующая жертва реформы постепенно обретает свои очертания. Конечно, угадать её номер нелегко. Но, давайте, просто подумаем, какие варианты есть у тех, кто решает судьбы пациентов Столицы, от кого зависит, где, в каком районе больные останутся без помощи…
11 городская больница известна в Москве тем, что пациенты, однажды попавшие в неё на лечение, в следующий раз непременно просят дать им направление именно туда. Они просят врачей поликлиники, направляющих их на госпитализацию, просят бригады скорой помощи, приезжающие на вызов. Стремятся они в 11-ю больницу не просто так, а потому, что знают — здесь к ним отнесутся внимательно и по-доброму, они получат в этой клинике квалифицированную помощь.
Уже находясь на лечении в стационаре, многие из больных рассказывают, как тяжело и долго ходили по поликлиникам, и как в результате все равно вынуждены были госпитализироваться.
Многие врачи пожмут плечами и будут правы в том, что значительному числу этих пациентов обязаны были помочь в амбулаторном секторе. Да, должны… Но, реальность сегодняшнего дня такова, что в огромном числе случаев больной не получает необходимой помощи в поликлинике. В стационаре приходится все чаще видеть пациентов, которые месяцами и годами ходят по амбулаторным кругам, оставаясь при этом в состоянии хронической декомпенсации. И это не одна какая-то исключительная патология — это типичная ситуация для поликлинических пациентов, страдающих массой самых разнообразных заболеваний. Будь это артериальная гипертония или сахарный диабет, ИБС или длительный вертеброгенный болевой синдром, к моменту попадания в стационар, у его носителя собирается опыт мучительного, малоэффективного и, часто, низкоквалифицированного лечения.
Несмотря на победные заявления Департамента и Министерства здравоохранения, уровень амбулаторной помощи остается у нас столь низким, что способен сегодня быть лишь промежуточным поддерживающим звеном между попаданиями пациента в стационар.
В последние месяцы жители Марьиной Рощи и близлежащих районов, привыкшие к тому, что их проблемы со здоровьем, в конце концов, будут решены в клинике, которую они давно считают своей – больнице №11, постепенно стали терять эту уверенность. Причина проста — попасть на госпитализацию стало значительно сложнее. Нет, сама больница все ещё существует, работают её отделения и службы, врачи и медсестры продолжают оказывать помощь поступившим на лечение больным…
Вновь должны раздаться возгласы удивления. Разве Минздрав не отрапортовал не так давно об упрощении порядка госпитализации, разве не отменил массу бессмысленных ограничений, связанных, например, с местом прописки? Да, отрапортовал. Но, как известно, на каждый сломанный запрет у нас быстро найдется хитрый отворот.
Теперь, больной, которому необходима госпитализация, нередко слышит от врача, что диспетчер Скорой не дает разрешения на госпитализацию в 11 ГКБ, вернее в то, что от неё осталось после реформы — в Филиал №1 24-й больницы. Удивительно то, что отказы звучат уверенно и согласованно среди различных служб. На подстанции СМП регулярно поступает информация о том, что бывшая ГКБ 11, т.е. филиал №1, не принимает больных. Вот так просто — не принимает. Она, видите ли, господа пациенты, закрыта по неизвестным причинам! И точно так же больным отвечают в поликлиниках, обязанных направлять на госпитализацию. Произносят врачи поликлиник ложь о закрытой больнице осознанно, либо просто не дают себе труда проверить поступившую от начальства информацию? Не знаю. Но, в последнем случае их вина не намного меньше. Ведь проверить информацию о якобы закрытой больнице ничего не стоит — достаточно набрать номер справочной…
Наверное, мы слишком многого хотим от амбулаторного звена. Мы хотим от него качественной медицинской помощи, а не простой домашней передержки пациентов от одной госпитализации до другой. Мы хотим настоящей заботы об их состоянии, чтобы больного не гнали куда-то в неизвестность, а давали возможность поступить на лечение в больницу, где, как он давно знает, гарантированно получит эту помощь.
Мы понимаем, что сегодня амбулаторному звену не до пациентов. Поликлиники, которые пережили первый этап реформы здравоохранения, сегодня озабочены собственным спасением. А ведь каждый пациент, отправленный в больницу, сегодня может обернуться потерей финансового благополучия направившей организации.
Такую замечательную систему создала реформа нашего здравоохранения. В результате каждый из участников процесса оказания медицинской помощи противопоставлен остальным её звеньям.
А в это время врачи ГКБ №11 города Москвы вынуждены со смущением оправдываться перед больными, с большим трудом добившимися того, что их все-таки госпитализировали:
— Дорогие наши пациенты, простите нас! Это не наша вина, что вам препятствуют в госпитализации, что нарушают ваши законные конституционные права на полноценную бесплатную медицинскую помощь, что обманывают вас, рассказывая басни про «закрытую» больницу. Это вина наших чиновников, неспособных или не желающих организовать медицину так, чтобы не было мучительно стыдно перед пациентами.
Семён Гальперин, «Эхо Москвы»