О недопустимости сокращения расходов на медицину
Президенту Российской Федерации
Путину В.В.
Правительство РФ
Министерство здравоохранения РФ
Уважаемый Владимир Владимирович!
От имени пациентов, жалующихся на проблемы с доступностью медицинской помощи, а также от имени подавляющей части экспертов, мнения которых мне довелось слышать в составе разных рабочих групп, обращаю Ваше внимание на негативные последствия принятия готовящегося постановления Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Проект этого постановления предусматривает снижение финансирования указанной программы по объемам бюджетных ассигнований в 2014 году — на 16 162,4 млн рублей, в 2015 году – на 17 310,2 млн рублей, в 2016 году – на 28 949,8 млн рублей.; средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в 2015 году будут уменьшены – на 11 965,6 млн рублей, в 2016 году – на 355 513,9 млн рублей.
Таким образом, общее снижение финансирования составит более 400 млрд. рублей.
Как следует из пояснительной записки к проекту, наиболее значительное сокращение произойдет в отношении бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий подпрограмм «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи», «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации», «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан» и «Охрана здоровья матери и ребенка».
То есть снижение финансирования происходит за счет весьма болезненных направлений охраны здоровья, включая здоровье детей, скорой помощи, первичной помощи, которая должна была сэкономить средства в стационарном звене за счет более ранних этапов оказания помощи, включая профилактику.
Я не думаю, что есть необходимость объяснять, как плохо скажется сокращение финансирование на пациентах, — это очевидно, и мне очень жаль, что для Правительства РФ это не стало аргументом при принятии решения.
Но я хотел бы обратить Ваше внимание на то, что подобные решения государства всегда имеют не только линейную экономическую природу, но, прежде всего, социально-психологическую, поскольку общество воспринимает решения государства, как сигналы к действиям, сигналы к переформированию отношений в государстве. Так, сокращая финансирование на охрану здоровья (святая святых социальной политики), государство посылает несколько сигналов обществу, и вот некоторые из них.
Главный сигнал: государство не настолько интересуется здоровьем населения, чтобы что-то менять в других сферах, и за счет этих изменений оказывать уже обещанную (!) медицинскую помощь. Этот сигнал вызовет ответную реакцию со стороны населения в виде недоверия к власти, и к гаранту конституционных прав. Здесь и экономика резко меняет свое значение, поскольку недоверяющее население принесет экономике страны намного больше вреда, чем те 400 млрд. руб., на которых государство пытается сэкономить. Нельзя забывать, что для населения страны расходы на оборону, правопорядок, формирование Стабфонда и т. п. важны, но всегда более спорны, чем расходы на охрану здоровья просто потому, что здоровье ближе к телу и понятнее. В то же время неадекватный рост доходов крупных бизнесменов во время кризиса, не дифференцированная шкала налогов, кредиты другим странам на десятки миллиардов долларов, огромные затраты на международные спортивные мероприятия на фоне сокращения программ на охрану здоровья бросают вызов смыслу понятия «справедливое устройство государства», подтверждая тем самым, что для государства здоровье граждан и впрямь не является важным. Такое государство вряд ли назовут заботливым!
Второй сигнал: население должно само решать свои проблемы, поскольку денег на его здоровье не хватает. Это значит, что государство вынуждает общество нарушать конституционную норму о бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях. Ведь люди хотят жить и предпримут доступные меры для того, что бы получить медицинскую помощь. Они будут продавать свои квартиры, чтобы заплатить за здоровье и жизнь своих детей; Интернет и СМИ будут усиленно перепечатывать их мольбы о благотворительном сборе средств на бесплатную вроде бы медицину; государственные и муниципальные учреждения будут стремительно превращаться в государственно-частные партнерства, которые совсем не обязаны оказывать бесплатную помощь по Конституции РФ; частный сектор будет расти на недостатках государственной системы, предъявляя все больше требований к населению, государству, его тарифам и т. д. Не успеем мы оглянуться, как частный бизнес в медицине будет диктовать государству условия, на каких он будет лечить его граждан. Последующая капитализация, монополизация, влияние на решения государства через разного рода советы и коррупцию неизбежно приведут к удорожанию медицинской помощи, что показывает негативный опыт здравоохранения США. И все эти события уже происходят. Говорить в этой ситуации об экономии средств — означает жить одним днем: ведь, если сэкономить сегодня, то завтра все будет намного дороже, хотя источники финансирования могут стать иными — ими станут сами больные люди, как в Средние века, но больной человек не может за себя долго платить — нечем! Значит он умрет! И это тоже уже происходит: у нас есть случаи, когда люди не могут получить помощь бесплатно, находясь в очень тяжелом состоянии, и денег у них нет, ОНИ СТРАДАЮТ И УМИРАЮТ! И это при том, что государство пока еще имеет собственную систему здравоохранения, чего нет во многих развитых странах мира, и что они хотели бы ее иметь, но не могут — дорого. А мы хотим избавиться от своей? Это — странно! Медицина — не бизнес, нельзя создавать условия для торговли здоровьем людей!
Третий сигнал: население может не выполнять законы, поскольку государство само не выполняет конституционные нормы, сокращает объемы уже утвержденного финансирования бесплатной помощи! Все это означает рост числа правонарушений и преступности, и не только в здравоохранении. Экономика этого процесса очевидно дороже 400 млрд. рублей.
Между тем, согласно ст. 10 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Сокращая объемы бесплатной помощи, государство вынуждает население платить за бесплатную помощь или не получать никакой. Согласно ч.2 ст. 9 названного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации. В частности, ст. 293 УК РФ говорит, что преступлением является неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, к которым безусловно относится право граждан на бесплатную медицинскую помощь. Понятно, что не будет уголовных дел в отношении Правительства РФ, хотя в правовом государстве так должно быть, если нарушен закон, а он здесь нарушен в части доступности, но это написано к тому, чтобы была видна вся деструктивность сокращения финансирования не только в медицинском, но и в экономическом, и в правовом отношении.
Согласно ст. 55 Конституции РФ не допускается умаление прав и свобод граждан. Да, в этой норме речь идет об умалении законами, а постановление Правительства РФ — не закон, но дух этой нормы права не допускает нанесения урона достижениям общества. Тем более, что у государства есть ресурсы для создания качественной и доступной медицинской помощи!
Прошу Вас не только не допустить уменьшения финансирования государственной программы РФ «Развитие здравоохранения», но и поставить задачу об увеличении финансирования в отрасли с наведением в ней порядка! Предложения об этом делались много раз.
Президент «Лиги пациентов» А.В. Саверский