Добавим скорости в моторы!
Открытое письмо Министру здравоохранения, профессору Веронике Скворцовой
Уважаемая Вероника Игоревна, впервые за долгие годы здравоохранением руководит врач. Все профессиональное сообщество авансом одобрило такое решение. Но, как невозможно Солнцу вращаться вокруг Земли, так сложно отдельно взятому Министру провести революционные значимые реформы в области здравоохранения.
Понимаю, весь груз ответственности лежит лично на Вас. Пациент и врач демонстрируют свое недовольство качеством и подходами в организации оказания медицинской помощи у нас в стране. Деятельность городских поликлиник и больниц — не Вашего спектра полномочия, но именно они являются основным показателем развитости нашего здравоохранения. Никакие отдельные инициативы быстро ситуацию к лучшему изменить не смогут. И проблема отсутствия вертикали власти в здравоохранении — также ухудшает управление системой, но если вдруг такая вертикаль и появилась бы, настраиваться на чудо слишком оптимистично.
На мой взгляд, настало время быстрого движения за счет небольших, но особенно точных и эффективных шагов.
Здравоохранение страны — недофинансировано, и отчасти поэтому находится в плачевном состоянии. Для врача и пациента любая поликлиника или больница является территорией выживания. Особо отмечу, что работоспособное население вообще не может полноценно пользоваться медицинской помощью: на бумаге — она гарантирована, но на практике не обеспечивается.
Однако, гораздо большей проблемой является неоптимальность «движений», «маршрутов», «стандартов», на которые делает расчет ведомство.
За последний год произошел перекос в финансовых потоках, а также в управленческих решениях. В некоторых малонаселенных селах поставили томографы (но пока не нашли врачей для работы на них), а в крупных поликлиниках мегаполисов и больших городов зачастую нет простейшего рентгенаппарата.
Эффект от постоянных государственных вложений и модернизаций имеется, но коэффициент пользы от них пока очень низкий. Кроме того, высокотехнологичная аппаратура там, где она работает, начала выявлять все большее количество больных. А их же надо лечить?! Вот как раз на следствие активной диагностики ресурсов катастрофически не хватает.
Именно поэтому, пользуясь поддержкой коллег в области медицины и фармакологии, организации здравоохранения и социального обслуживания населения, хочу обратиться к Вам с просьбой рассмотреть предложения по срочным, но фундаментальным мерам для нашей отрасли:
1. Навести порядок со статистикой. Это важное направление учета больных, данных об их лечении, показателей смертности и т.д. — сегодня оно носит фрагментарный и крайне некорректный формат. Доходит дело до того, как в некоторых регионах в связи с перевыполнением плана смертности от одних заболеваний «рисуют» причины смертности от других. Врачи, боясь попортить статистику, выписывают тяжело больных умирать дома. Иногда вообще случаются вопиющие случаи, когда страх перед карающим руководством, заставляет врача идти на преступление, скрывая тот или иной факт его деятельности.
РЕШЕНИЕ: Необходимо обязать все регионы РФ вести регистры пациентов по основным заболеваниям. Технологическое выполнение не потребует дополнительных расходов. Такие регистры уже есть, но пока носят фрагментарный характер, а управленческих решений по ним не принимается.
2. Врачебная специализация и кадровое обеспечение требуют особого внимания. Ошибочно считать, что в России ощущается нехватка врачей. В сравнении с развитыми державами на одного врача в России приходится меньше всего населения. А следовательно, напрашивается вывод: наша работа построена неоптимально. Большое количество действий врач посвящает заполнению различных формуляров. Во время визита пациента бывает, что на его осмотр у врача времени совсем не остается. В России наблюдается также избыток по некоторым медицинским специальностям.
РЕШЕНИЕ:
Тщательно посмотреть стандарты укомплектования больниц и поликлиник. Зачем нужно посещать логопеда в поликлинике при обязательной диспансеризации двухлетним детям, перед тем, как идти в детский сад? И таких неоптимальных решений очень много.
3. В российской медицине плохо внедряются стационарозамещающие технологии. Легкие болезни должны лечиться быстро. У нас больной вынужден лежать в больницах положенное по стандартам количество дней. Примерно 40% госпитализаций носят не медицинский, а социальный характер. Сделайте лекарства для людей бесплатными. Обеспечьте этими лекарствами всех, кому они нужны: группы риска, хронических больных, инвалидов и т.д. Вдохните в медицинские технологии новый подход при их выборе. Все используемые технологии должны иметь доказательную медицинскую базу, а также быть социально-экономически обоснованы.
РЕШЕНИЕ: Предлагаю создать в аппарате Федерального Министерства Здравоохранения департамент, отвечающий за выбор медицинских технологий. Основной специализацией департамента должна стать независимая оценка медицинских технологий с позиции затраты / эффект.
4. Лечение приходит слишком к заболевшему человеку настолько поздно, что медицина уже бессильна. Мир стремится «ловить» заболевания на ранних стадиях. Именно поэтому кривые графиков смертности от тяжелых заболеваний там ползут вниз, а у нас неуклонно растут. Массовая диспансеризация не спасет ситуацию. Важно подходить к диспансеризации с позиции социально-возрастных и гендерных характеристик каждого человека. Под каждый тип «групп риска» должен быть специальный стандарт этой самой диспансеризации. Также крайне эффективным выглядит мотивация врача на более ранее выявление патологии. Заподозрил рак, диагноз подтвердился, — получи денежную компенсацию. Кстати, такая мотивация уже успешно применяется в некоторых регионах.
РЕШЕНИЕ: Пересмотреть нынешний подход к диспансеризации и сделать ее адекватной рискам пола, возраста, особенностям территории и т.д. Внедрить персональную систему мотивации врача от обнаруженных на ранних стадиях болезней.
5. Образование
Знания и навыки — основная проблема отечественного здравоохранения. Но в любой даже супер развитой медицине — их всегда мало. А если они появляются, то применить их в полной мере не дает возможности система. Кроме того, российский врач с хорошими знаниями — интересный актив для переманивания в здравоохранение других стран. Оставить врача в профессии, а также увеличивать объем его знаний можно не только денежной компенсацией. Врач — живой человек. Он хочет, как любой человек, учиться чему-то новому. Дайте ему эту возможность (например, получение второй отраслевой специальности бесплатно). Важно иметь возможность непрерывного образования, такой подход надо применять как можно скорее. Накопил нужное количество знаний и навыков, подтвердил их наличие — переходи на новый уровень. Минздраву ничего не будет стоить, разместить на своем сайте 100 книг, рекомендованных для медицинских работников.
РЕШЕНИЕ:
Перейти на непрерывное повышение квалификации, дав возможность врачу накапливать баллы для перманентного повышения уровня своих знаний. Рекомендовать медицинскому сообществу научную литературу по профильным специальностям.
Конечно, круг вопросов и решений по ним гораздо шире, чем отмечено выше. Но, на мой взгляд, эти решения позволят продемонстрировать эффект от реформ в самые кратчайшие сроки. Теория небольших, но реалистичных мер работает. Доказано на практике.
Давид Мелик-Гусейнов
к.ф.н.