Deep Satisfaction или Одобрямс нового времени
Глубокое удовлетворение, кажется, должен был испытать я и некоторые мои коллеги. Да, те, кто годами указывали на неприемлемость коррупционных отношений врачей и производителей лекарств. Действительно: теперь сам влиятельный председатель Правительства России указал на ненормальность ситуации, когда врачи выписывают лекарства в зависимости от выплат фармкомпаний. Он указал на необходимость очистить советы, принимающие решения по обороту лекарств от лиц, получающих выплаты от фармкомпаний. Казалось бы, надо возрадоваться и влиться в ряды ЕДРа, которая, конечно, сейчас же запряжется в исполнение указаний лидера.Но даже автор этих строк, известный своим активным поиском позитива, не может не заметить некоторую фальшь в заявлениях Премьера.
Эта атака на «плохих врачей» началась не сегодня. Она продолжается уже некоторое время в рамках кампании по вытеснению иностранных фармпроизводителей. Если говорить о различиях «наших» и «чужих» производиетелй и продавацов лекарств, то всякий сколько-нибудь осведомленный в делах лекарственного рынка человек знает, что нет такой иноземной подлости, которую отечественные компании не воспроизвоили бы еще гаже. Да еще и с приправой патриотизма. Взрывчатое сочетание. Правда, Премьер подчеркнул, что сложилась «явно ненормальная практика взаимоотношений между производителями лекарств, в том числе иностранными, и частью врачебного сообщества». Не скажешь лучше. Вот тов. Сталин тоже говорил – сын за отца не отвечает. А потом детей и жен «врагов народа» гноил в ссылке.
У меня тоже есть конфликт интересов. Я хоть и не занимаюсь с больными систематически последнее время, продолжаю чувствовать себя врачом. Думаю, что дело все же не в «мундире», а в существе дела, которое, кажется, понимаю неплохо. Врача всякий может обидеть. Да, того самого, средним возрастом 55 и на зарплате в 4 раза ниже, чем у водителя автобуса. Смешно полагать, что он определяет, какие лекарства закупаются у нас в свободной жизни (в аптеках рецептов не спрашивают уже лет 20), в больницах и в госпрограммах.
Вот на Руси в ряде регионов для закупок лекарств на казенные деньги определены региональным руководством дистрибьюторы, про которых все в регионе знают, что они принадлежат детям-невесткам губернаторов и председателей заксобраний. И не просто эти компании допущены к закупкам, а официально установлены как единственный (!) дистрибьютор. Московские начальники что-то там даже говорили про какую-то «этику», кажется? Новые законы? Но тут же простая уголовка… Что там говорил Господин Дворкович: «Санкции за недобросовестное поведение, деятельность, которая противоречит закону, естественно, должны быть. Иначе закон является пустым словом».
Атака на отношения врачей с фармкомпаниями совпала по времени с развернутой летом силами Минзравсоцразвития и всех подчиненных и зависимых структур кампанией по продаже для профилактики и лечения «свиного» гриппа отечественных лекарств (арбидол, кагоцел, интерфероны). Всех, как один, никогда не испытывавшихсся на эффективность против этого гриппа, впрочем, по-хорошему не испытывавшихся и против других вариантов гриппа и ОРЗ. Продавливание лекарств с неопределенной эффективностью дошло до того, что силы Минздрава и подчиненных структур на местах и в центре брошены на проверку аптек, чтобы заставить их держать полновесный запас лекарств, любых Минздраву. Интересно, что лекарства продавливаются в продажу несмотря на то, что и руководству понятно, что лекарства не имеют доказанной полезности – в лучшем случае можно ссылаться на «предварительные итоги продолжающихся клинических испытаний, а также результаты проведенных ранее доклинических исследований». Интересно также, что Федеральная антимонопольная служба начала разбирательство необоснованной рекламы чистящих средств «Доместос», которые, якобы, необоснованно рекламируются как средства, убивающие вирус «нового гриппа». Чем интересно, кагоцел, никогда не испытывавшийся в клинике против гриппа, лучше?
Единственная правдоподобная гипотеза о причинах таких усилий состоит в том, что под маркой защиты отечественных производителей министры протаскивают интересы близких компаний. Гипотеза эта обоснована, конечно, только публикациями об интересах семьи министров Голиковой и Христенко. Как отсутствие обращения семьи в суд по поводу этих публикаций, так и их действия по поддержке избранных производителей делают гипотезу все более правдоподобной.
Некоторое время назад министр Христенко докладывал высокому руководителю о перспективах отечественных разработок для замещения иноземных лекарств. Он предъявил список болезней, которые, якобы, являются самыми важными, а затем привел список самых важных лекарств для этих болезней. Само по себе это смело, но, как известно, бухгалтеры и манагеры – люди самодостаточные (если начальство позволяет). В конце концов, он назвал две никому не известные фармкомпании, которые могут решить лекарственную проблему страны. Удивительно, но и в этот момент его не спросили, почему это он высказывается в пользу этих двух отдельно взятых компаний.
Для полноты картины административного безумия напомним, что только вот неделю назад высокие руководители высказывали удовлетворение тем, что компания-поставщик оборудования будет проводить «бесплатное» обучение врачей всей страны по использованию оборудования при оказании помощи, и даже создает замечательный учебный центр. Неужели они тогда не догадывались, что это «обучение» совсем не бесплатное и по существу не отличается от поездок «хороших» врачей на курортные конференции?
Именно сейчас Правительство рассматривает проект закона «Об обращении лекарственных средств», проект совершенно уникальный по заложенным в нем в каждой строке лазейкам для коррпуционеров: начиная от сохранения права на клинические испытания только для производителей лекарств, и до отсутствия гласных процедур при регистрации лекарств. То, как Правительство отреагирует на обращения общественности и индустрии по этому закону даст нам наилучшее понимание истинных устремлений Правительства.
Василий Власов,
доктор медицинских наук,
профессор