Добровольное медицинское страхование — очередная фикция в здравоохранении!
Бесплатная медицина тормозит развитие отечественного здравоохранения
Бесплатная медицина еще долго будет мешать Российскому здравоохранению.
Она будет тянуть только назад и бесплатность медицинских услуг, так называемых социальных достижений только тормозит развитие ее в целом.
Если стоматологи поняли, что на бесплатном стоматологическом приеме можно лишь поставить цементную пломбу, на которую даже гарантий никаких не дается, согласно рекомендациям той же Стоматологической ассоциации России (СтаР) и срок службы ее составляет от силы три месяца, то почему в муниципальных клиниках продолжают ставить эти зловредные пломбы бесплатно?
Потому, что за другие надо платить деньги. Толку от этой деятельности никакой.
Очереди в регистратуру не уменьшаются, а только нарастают с каждым годом. Любителей бесплатности еще много. Но эта бесплатная помощь кроме вреда ничего не приносит.
Только отчеты-простыни составляются ненужным медицинским чиновникам.
А как решается эта проблема в других отраслях здравоохранения? Да, никак.
Совершенно правильно многие граждане считают, что поборы и рвачество в медицинской среде имеют давнюю историю.
То бесправие и унижение, выпавшее на долю простого врача требует еще дальнейшего изучения в многочисленных диссертациях и монографиях, для оправдания незавидной, плебейской участи доктора, загнившей, но еще дающей обильные всходы системы советского здравоохранения.
Остаточное финансирование медицины и порождает все эти поборы и навязывание «лишних» медицинских услуг.
Очереди – повод для взяток
Но давайте, непосредственно обратимся к тому недалекому «застойному периоду». Откуда взялись эти «лишние» медицинские услуги?
Если вспомнить те бесконечные очереди в поликлиниках и мечты настоящего больного получить долгожданный больничный лист – листок нетрудоспособности, то невольно содрогаешься мыслью рабской зависимости от лечащего врача.
Сидящие в очередях, с талончиками в руках готовы были заплатить любые деньги, лишь бы их не мучили в очередях. Многочасовое ожидание кончалось в кабинете у врача, направлением на сдачу общих анализов мочи и крови и обязательным прохождением флюорографии. Потом надо обязательно сдать кровь на сифилис (микрореакцию) и обязательно привиться от «австралийского антигена».
Пока не сдашь все эти предварительные анализы, даже не надейся, что врач будет тебя смотреть и осматривать, а тем более назначит лечение.
На поверхностный осмотр, аускультацию, пальпацию и перкуссию, сбор анамнеза заболевания и измерение подмышечной температуры у врача просто нет времени.
Правда, с последним диагностическим исследованием лихо справлялись медсестры кабинетов, раздавая в порядке очереди градусники предполагаемым больным.
И уже каждый пациент заходил в кабинет со своим градусником и своей температурой. На обслуживание одного больного государство выделяло на терапевтическо — хирургическом приеме всего 9-12 минут!
Вся эта бесплатность лабораторно-диагностического обследования порождала громадные очереди в лабораториях и после недели мытарств, у больного банальный насморк без лечения проходил, что и согласуется со всеми прошлыми и нынешними статистическими выкладками.
Можно считать одним из достижений социализма трансформацию названия насморка вначале в ОРЗ (Острое респираторное заболевание), а по мере накопления научных знаний в ОРВИ (Острая респираторная вирусная инфекция).
Если это заболевание охватывало сотни и тысячи больных начинали говорить об эпидемии гриппа.
Здесь необходимо отметить, что «талончиков» на простые анализы крови и мочи постоянно не хватало, а других дорогостоящих исследований просто не было.
Больные пациенты вынуждены были давать взятки в виде коробки конфет или бутылки коньяка на самые простейшие методы исследования. Какая уж такая компьютерная томография! Кал на яйца глист хоть бы приняли…
Частные платные клиники решат все проблемы?
Возникшие частные платные клиники частично разрешили эту проблему. Сейчас больному назначают самую глубокую диагностику и тому приходится платить бешеные деньги за полный биохимический анализ крови, а руководство частной клиники ставит гонорар врача в зависимости от количества этих «глубоких диагностик».
Радоваться надо, хоть в кои века больной узнает все о своем организме. И только будет все хорошо, если у него ничего не найдут.
Ведь ничего же не находили в спичечном коробке с калом (хотя глисты по образному выражению одной гражданки, так и лазили по простыне) и в склянке с мочой? И ничего, все выжили.
В муниципальной же клинике, наоборот такого врача будет ругать администрация, и советовать больше назначать «бесплатных» дешевых диагностических исследований, чем «бесплатных» дорогостоящих.
И в том и другом случае денег будет катастрофически не хватать, в чем и проявляется остаточный принцип финансирования в медицине.
Полис ДМС предоставляет пациенту только минимум медицинских услуг
Надежда на ДМС – полис Добровольного Медицинского Страхования, эта очередная фикция в латании дыр бюджетного здравоохранения.
Принцип разумной достаточности остается только на бумаге. Не все методы исследования этот полис гарантирует вам предоставить. Ни один независимый эксперт не сможет доказать и переубедить клиницистов в нецелесообразности назначения того или иного дорогостоящего исследования.
При правильном заполнении истории болезни врач-профессионал всегда обоснует причины назначения. А страховая компания и не должна получать баснословные прибыли, получаемые из воздуха (кстати, рейтинг этих страховых компаний, наш многоуважаемый журнал «Коммерсант-Деньги» постоянно печатает на своих страницах).
Выходит, что частные клиники не должны получать прибыль, а страховые компании должны. Да и где наберут столько квалифицированных врачей страховщики, если все эти врачи, как раз и работают в частных и платных клиниках. Дураков и недоучек в эти клиники не берут!
Полис ДМС, как и ОМС (Обязательного Медицинского Страхования) предполагает пациенту только минимум диагностических исследований. Если нет ОМС, то в поликлинику просто не примут бесплатно, за все будешь платить.
Возьмем, к примеру, стоматологию. По ДМС больной имеет право только лечить зубы, а вот за протезирование должен уже платить сам. Самое дорогостоящее лечение отечественные страховые компании мигом исключили из реестра оплачиваемых услуг.
И если больного запротезировали, то просят клинику оформлять все финансовые документы, как за терапевтическое лечение. Происходит самый настоящий подлог с ведома самих страховых компаний. И вот сочиняет доктор разнообразную клиническую картину полости рта. Жалко, что зубов всего только тридцать два.
Но приходится подгонять выделенные средства строго под терапевтическое лечение. Заметьте не государство выделило средства, а частная компания. Спрашивается, какая разница, на что конкретно пойдут деньги? На лечение или зубопротезирование.
Нормальное рисковое страхование… за рубежом
В США, в зависимости от суммы страхового полиса, каждый гражданин имеет право на лечение зубов, только на ту сумму, на которую он купил полис.
Но это не значит, что ты купил полис стоимостью 50 тысяч долларов за те же пятьдесят тысяч. Он будет стоить 200-300 долларов, а услуг тебе окажут в десятки раз больше. И не надо его расходовать за год полностью.
Каждый гражданин знает, что если у него, что-либо случится серьезное, то он может рассчитывать за 200 долларов помощь на все 50 тысяч зеленых. И сдачи ему никто не даст. На следующий год он опять приобретет новый полис.
Многие читатели спросят: «А зачем платить деньги, если к врачам не придется обращаться?» А вот почему граждане нашей страны привычно страхуют свой дом от пожаров, наводнений и всяческих катастроф и не задают глупых вопросов: «Почему дом у меня не сгорел, а страховку я должен платить».
А про автомобилистов вообще нечего говорить. Особенно страхование по КАСКО. Попал ты в ДТП или не попал, будь добр заплати! Страховые компании поэтому и любят, чтобы у них больше страховались, но меньше попадали в аварии.
А человек разве не тот биологический механизм, который может попасть в аварию (инфаркт, инсульт, онкологическое заболевание, травма). Так почему здесь страховые компании России не хотят страховать людей так, как во всех странах Европы и США.
Вон как сложилось мнение у наших пациентов, когда областная администрация выделила на каждого по 9 тысяч рублей на бесплатное зубное протезирование для ветеранов труда и прочих заслуженных граждан.
Делайте мне протезы на всю сумму, а если стоимость окажется ниже, то отдавайте денежный остаток. Если же на протезы потратили больше девяти тысяч, то никто из больных и не думает доплатить за сделанную работу.
А министерство здравоохранения требует создавать комиссии и обосновывать завышение стоимости отдельно взятого протеза.
Мало того, что разрешили работать только по своим прейскурантам, так из нарядов поисключали ряд дорогостоящих позиций (литьё, цементировка, гарнитуры зубов).
Вот и крутись, как уж на сковородке. С одной стороны строгие требования министерства, а с другой стороны недовольные пациенты, требующие сдачи с виртуальных девяти тысяч рублей и мигом строчащие жалобы сразу министру здравоохранения или президенту страны.
Но в американском здравоохранении есть такие методы лечения, какие должен оплачивать из своего кармана больной, вне зависимости от стоимости полиса: это наркоз (1000 долларов) и имплантация зубов (5000 долларов за одну единицу).
Там никто из больных не возмущается. Все страховые компании Калифорнии (автор этих строк месяц проходил стажировку в США), не оплачивают эти два метода лечения, хотя самое простое лечение, может стоить куда дороже.
Видно есть смысл и у нас заранее оговорить те виды процедур, оплачиваемые непосредственно из кармана страхуемого. Тогда и все проблемы сразу решатся. Есть деньги — платишь, нет — свободен.
Жестоко, но справедливо. И пора уже давно забыть этот принцип равноправия. Стали у врачей подсчитывать процент вымогательства.
Оказался чуть больше 50%. Лучше бы подсчитали у простого чиновника. Там бы уж наверняка было все 200% и это при огромной чиновничьей зарплате, ни с чем не сравнимой с нищенской врачебной.
С помощью суда здоровье не поправить!
Многие чиновники, специалисты – юристы считают, что если лечение не покрывается полисом ДМС, у вас больше шансов столкнуться с нечистоплотными врачами.
Выходит все врачи нечистоплотные, так как сам «Полис ДМС» ничего не покрывает, а лишь немного прикрывает твое здоровье в виде анализов крови, мочи и кала на яйца глист! И хорошо, что у частного венеролога у вас что-нибудь найдут.
В муниципальной лаборатории у вас ничего не найдут. Там просто нет того дорогостоящего оборудования и препаратов, чтобы чего-то найти. А сомнения в лечении, есть у каждого пациента. Если бы всех врачи вылечивали, то не надо было бы муниципалитету отводить новые земли под кладбища.
И почему сразу же надо идти в суд и там доказывать неправильность действий врача. Да, существует врачебная солидарность в зачаточном состоянии, как существует чиновничий беспредел, ментовская порука, «питерская группа», олигархическая монополия.
Вот эта пресловутая солидарность только и осталась врачам, вместе с белым халатом.
Почему-то считается, что в медицине все специалисты и всё там понимают, в смысле правильности лечения.
Никто же не лезет со своими советами к строителю, конструктору космических ракет, агроному, артисту, музыканту.
Только медицину можно склонять на каждом перекрестке и обсуждать действия врачей. Все себя в ней считают специалистами.
Может, где-то и есть независимый эксперт, хотя в суде его обычно признает судья, как специалиста, если нет лицензии на данный вид деятельности.
Да будет читателям известно, что независимых экспертов по медицине вообще никто не готовит в России. Нет вообще такого юридического понятия в медицине. Есть специалисты.
И амбулаторные медицинские карты обязаны храниться в регистратуре, а не на руках пациентов, согласно тем же статьям 30 и 31 основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Копии – пожалуйста, а вот подлинники – увольте!
А главное, с помощью суда, вы никогда не поправите свое здоровье, а только больше его испортите. Ведь главное для человека это здоровье и жизнь.
Она стоит во много раз дороже, чем простое перекладывание бумажек с одного стола на другой. Во всем мире уже давно расставили приоритеты в зарабатывании денег у врачей и людей других профессий.
Врач в России только пытается встать на подобающую ему ступеньку распределения материальных благ. Но пока он стоит в самом низу этой бесконечной лестницы и жизнь по-прежнему ни во что, не ценится.
Сергей Попов, Центр медицинского права