Каталог шарлатанских ресурсов


Академики в борьбе с Виктором Петриком и Борисом Грызловым

Группа авторитетных российских ученых 26 июля сделала официальное заявление об отношении к проектам Виктора Петрика, которые он подает как сенсационные изобретения в очистке воды.
Ученые противопоставили науку и Петрика, обвинив его в мракобесии и продажности. Академики открыто выступили против него, несмотря на то, что проекты Петрика получили поддержку среди чиновников федерального правительства, а сам спорный изобретатель в полемике с признанными учеными уже прибег к судебному разбирательству.
Комиссия  по борьбе  с лженаукой в последнее время подвергается серьезному давлению. И дело Виктора Петрика в этом смысле показательно. Петрик, называющий себя изобретателем «Чистой воды», по поводу  которой известные ученые дали критическое заключение, затеял судебную тяжбу. Кроме того, спикер Госдумы Борис Грызлов, лоббирующий этот проект, обвинил членов комиссии  по борьбе с лженаукой в  мракобесии. Академик Российской академии наук Владимир Захаров, говорит, что ученые уверены в своей правоте,  однако  не питают особых иллюзий по поводу того, что суд прислушается к мнению экспертов:
Виктор Петрик с одним из своих изобретений

– Центральный вопрос – это судьба программы «Чистая вода». Потому что речь идет о каких-то совершенно фантастических деньгах – о триллионах рублей! Одно время нам казалось, что вопрос уже решен, но в последнее время возникло опасение, что этот проект, возможно, будет реанимирован. Суд не может принимать чью-то сторону в научном споре – нужно приглашать экспертов, а они скажут – кто прав. В своей победе мы не уверены, но мы уверены в своей правоте. Это не одно и то же.

Накануне встречи с журналистами, ученые получили от Петрика письмо, в котором он предлагал уладить спор мирно. В  противном случае скандальный изобретатель, грозит своим оппонентам  разрушить их научную репутацию  с помощью зарубежных ученых. Профессор, доктор физико-математических наук  Владимир Захаров отверг всякую возможность  примирения и переговоров с Виктором Петриком:

– Почему мы не садимся за стол переговоров с Петриком? Потому что он –лжец. Садиться с таким человеком за один стол – бессмысленно.

Эксперты с сожалением констатируют, что у  официальной науки сегодня нет  юридических возможностей бороться с сомнительными изобретениями. Научный редактор журнала «Вокруг света» Александр Сергеев, говорит, что это проблема существует не только в России:

– Так устроена юридическая система и в России, и во всем мире. Где-то это может быть даже и правильно, но имеет серьезный недостаток. Публичная ложь, если она не наносит измеримого ущерба конкретным лицам, физическим или юридическим,  юридически ненаказуема. Этим пользуются люди, которые выдают свою работу за научную, когда она, на самом деле, таковой не является.

Ученые, отстаивающие свою правоту и чистоту науки не только в истории с фильтрами Петрика, удручены тем, что их незаслуженно обвиняют в мракобесии и продажности. Академик  Владимир Захаров напоминает, что инициатором создания комиссии по борьбе с лженаукой был нобелевский лауреат Виталий Гизбург:

– Главная мотивировка людей, которые занимаются наукой, это, если угодно, честолюбие, желание повысить свой рейтинг внутри цеха. Самое главное для ученого – это его научная репутация. Такой ученый ради своей репутации, безусловно, выдаст всегда взвешенную и объективную оценку любому проекту, который приходит к нему на рассмотрение. Он не может позволить себе ошибиться. Однако появилось мнение о том, что комиссия по лженауке превышает свои полномочия и, скажем, занимается мракобесием. Эту мысль высказал Борис  Грызлов, спикер Думы. Знает ли он, что комиссия была организована по инициативе нобелевского лауреата академика Гинзбурга, который до самых последних дней своей жизни принимал в работе этой комиссии активное участие?

На серьезные научные исследования и открытия в России денег нет, с сожалением говорят  представители научного сообщества. Выпускники  московского физтеха Новоселов и Гейм, как известно, Нобелевскую премию получили за свои открытия, сделанные в университете Великобритании. Тем не менее, как выясняется, для сомнительных проектов  в России находятся средства и, более того, такие проекты поддерживаются чиновниками. По мнению  доктора физико-математических наук профессора Владимира Захарова, объясняется все просто:

– Потому что чиновники получают откаты. Ученый не будет давать откат чиновнику,  это противно всей его сущности. А жулик приходит и говорит: создадим проекты, половина – вам, половина – мне. Вот и все. Например, в Мексике дают восемь лет тюрьмы тому, кто занимается мошенничеством в области медицины. Наверное, и у нас неплохо было бы ввести подобное. Но если человек абсолютно искренне верит в то, что он создал свою теорию элементарных частиц, зачем его за это наказывать? Пусть наказывают того, кто ему даст эти деньги.

Научное сообщество подвергается нападкам со стороны дилетантов, и у него нет ни финансовых, ни правовых механизмов, чтобы себя защитить. Тем не менее модератору клуба научных журналистов Александру Сергееву ситуация не кажется совсем безнадежной:

– К сожалению, государственная поддержка,да и государственное понимание ценности науки сильно снижены. В результате науке приходится отстаивать свой статус самостоятельно без поддержки со стороны общества, в лице государства. В этой ситуации журналисты, общественность – любые люди, которые доверяют настоящим ученым, могли бы многое предпринять для прояснения сути дела. Можно было бы попробовать создать общественную организацию по поддержке науки. С хорошим фондом, с общественным финансированием, которая будет систематически помогать ученым отделять настоящих экспертов от не настоящих.

Александр Сергеев говорит о том, что тема псевдонауки была одной из главных на Всемирной конференции научных журналистов в Дохе. Но именно в России эта  проблема стоит особенно остро. И  скандальная история с фильтрами Петрика лишь самая известная ее часть.

Елена Поляковская,  svobodanews.ru
Print Friendly, PDF & Email

Share
 

      

Гимн альтернативной медицины

На Руси издавно сложилось своеобразное отношение власти к медработникам

Отношение народных масс к врачам также нельзя назвать особенно благоприятным

Medice cura te ipsum