Каталог шарлатанских ресурсов


Споры вокруг учения Фрейда

Теория, сам подход и общекультурное наследие Зигмунда Фрейда вызывали и вызывают самые ожесточенные споры.

Интересно, что в России Фрейда знают и уважают гораздо более, чем Скиннера. В Америке — напротив, бихевиоризм и конкретно Скиннер гораздо более уважаемы, нежели Фрейд и фрейдизм. В 1972 году Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвала самых выдающихся психологов XX столетия. По почти единодушному мнению членов ассоциации, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б.Ф. Скиннер. Впрочем, З.Фрейд был назван вторым[1].

Фрейд повлиял на всю европейскую культуру, например, на Пруста, Джойса, Сартра, Дали, Пикассо. Влияние З.Фрейда как на академическую, так и на практическую психологию огромно.

От творчества З.Фрейда пошли:

собственно фрейдизм или классический психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из полового инстинкта,
психоаналитическое направление, выводящее все моменты и проблемы взрослого человека из событий и переживаний его детства и, шире, — объясняющее, что поведение человека обусловлено скрытыми в нем самом психологическими причинами, которые он не осознает,
психодинамическое направление, которое связывает происходящее в душе человека с глубинной борьбой (динамикой) бессознательных сил.

Фрейдизм

В широком смысле слова, под «фрейдизмом» подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг.

Основные тезисы, по которым узнается фрейдизм:

Человек по своей природе эгоистичен, в основе всех поступков человека и всех его проблем, в конечном счете, лежат подавленные сексуальные желания (либидо). Невроз образуется в результате столкновения сексуальных желаний с невозможностью их удовлетворить. Символика сновидений и оговорок имеет преимущественно сексуальное значение[2].
Все дети проходят через Эдипов комплекс[3]. Мальчики начинают желать свою мать и ненавидят отца как соперника, девочки аналогично направляют свои инцестуозные желания на мать, но вдобавок начинают испытывать зависть к пенису.
Развитие детской сексуальности проходит через пять фаз: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную[4].

Психоанализ

Психоанализ (в широком смысле этого слова) объясняет, что поведение человека обусловлено скрытыми в нем самом психологическими причинами, которые он не осознает.

Например, мы проанализировали поведение человека и поняли скрытые от него самого условные выгоды:

Мама ругается на дочь «бездельница», но сама же не пускает дочь работать. Почему? Потому что, на самом деле, бессознательно боится самостоятельности дочери, которая может ее оставить одну. — Это психоаналитический подход.

Или же подобным образом мы можем узнать причины значимых или повторяющихся в жизни другой нашей пациентки событий, которые, вероятнее всего, сформировали ее сегодняшние привычки, установки и эмоциональные реакции: оказывается, мама всегда говорила дочери «мужчинам доверять нельзя», и сегодня уже взрослая девушка избегает близких, доверительных отношений с мужчинами. Ее сегодняшнее поведение нам стало понятно — это тоже психоаналитический подход.

Психоанализ в более узком смысле, как психоаналитический подход — подход в психологии, когда основные моменты (и проблемы) взрослого поведения выводятся (объясняются) из событий и переживаний его детства.

Этот подход гораздо более широко распространен, чем фрейдизм, и понимается гораздо шире, нежели его трактовал З.Фрейд. Самые разнообразные детские запечатления (в том числе никак не связанные с сексуальными переживаниями) либо детские решения и привычки могут оказывать серьезное влияние на взрослую жизнь, и понять, «раскопать» эти детские влияния — задача психоанализа.

Тема важности материнской любви в детстве — это психоанализ, а не фрейдизм.

Психоанализ — не синоним бесспорного. Разговоры о родовой травме[5] и ее влиянии на жизнь взрослого человека — не фрейдизм, но вариант очень спорного психоанализа. Можно и нужно спорить, влияют ли детские обиды и то, что вы кого-то не простили, на вашу жизнь сегодня — но нужно отдавать себе отчет, что это психоанализ.
Психодинамическое направление

Нередко психоаналитический подход именуют также психодинамическим подходом. Думается, это не совсем точно, между этими подходами есть некоторая разница.

Психодинамический подход — подход, согласно которому все происходящее на поверхности, в больной или здоровой психике человека, определяется глубинной динамикой (взаимодействием и борьбой) сил внутри психики[6].

При этом в психодинамическом подходе априорно не утверждается, что глубинная динамика — это обязательно столкновение первичных сексуальных влечений с принципом реальности. Это могут быть самые разнообразные влечения (как подросткового периода, так и разные социально неприемлемые влечения и убеждения, сформировавшиеся уже у взрослого человека). В этом случае разобраться в этих конфликтах, осознать их — задача психодинамического подхода, но фрейдизм здесь ни при чем.

Стремление к превосходству, комплекс неполноценности[7] — это психодинамический подход, но не фрейдизм. Отечественная личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия, основанная на психологии отношений В.Н. Мясищева — разновидность психодинамической психотерапии[8]. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия — аналогично.

Психодинамический подход – также не синоним бесспорного. Разговоры о прошлых жизнях и их влиянии на вашу жизнь сегодня (трансперсональная психология[9]) — не фрейдизм и не психоанализ, но вариант очень спорного психодинамического подхода.

В психоаналитическом и психодинамическом подходе работали К. Юнг, А. Адлер, О. Ранк, Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм и многие другие. Сегодня в практической психологии в рамках этих подходов работают (назовем наиболее известные школы и направления): транзактный анализ[10], психодрама[11] (как ее разновидность — системные расстановки[12]) и телесно-ориентированная психотерапия[13].
Анализ фрейдизма

Анализируя учение Фрейда, не следует путать три существенно разные вещи: фрейдизм, психоанализ и психодинамический подход. Разные специалисты могут к этим направлениям относиться диаметрально противоположно и вполне реальна ситуация, когда кому-то из учения Фрейда близко и кажется ценным одно, но не близко и кажется спорным, а то и абсурдным, другое. Далее мы разбираем собственно фрейдизм, не касаясь напрямую психоаналитического и психодинамического подхода.

Итак,
Научность используемых понятий

Можно ли утверждать, что основные понятия фрейдизма могут быть названы научными понятиями?

Имеющиеся данные говорят, скорее, о том, что введенные З.Фрейдом понятия не имеют определенного научного содержания и относятся к области поэзии и мифологии.

Основным критерием «научности» какой-либо теории является ее эмпирическая проверка. Ортодоксальный психоанализ не имеет ни одного эмпирического подтверждения. Более того, он имеет множество экспериментальных опровержений. В частности, постулаты психоанализа противоречат «фундаментальной ошибке атрибуции» (невозможности предсказания поведения человека на основе его личностных характеристик) и экспериментах в сфере социальной психологии, показавших незначительность долговременных последствий пережитого в детстве сексуального или физического насилия, крайне незначительное влияние семейной ситуации в период детства на поведение и жизнь взрослого и др.

«Выясняется, например, что в большинстве случаев долговременные последствия пережитого в детстве физического или сексуального насилия относительно незначительны (Widom, 1989). То же касается и долговременных последствий подростковой беременности в жизни молодых женщин (Furstenberg, Brooks-Gunn, Morgan, 1987) и даже долговременного эффекта психологической обработки в лагерях для военнопленных (Schein, 1956)»[14].

Не существует эмпирических свидетельств ни одного из положений психоаналитической теории, таких как идея, что развитие проходит через оральную, анальную, фаллическую и генитальную стадию, или что маленькие мальчики испытывают страсть к матери, ненавидят и боятся своих отцов. Нет эмпирических свидетельств того, что механизмы, которыми психоанализ достигает своих целей, — такие, как перенос и катарсис — действительно опираются на теорию[15].

Одно дело сказать, что неосознаваемые мотивы играют роль в поведении. И совсем другое — утверждать, что все наши мысли и действия направляются подавленными сексуальными и агрессивными побуждениями; что дети испытывают эротические чувства к родителю противоположного пола; и что маленькие мальчики враждебны по отношению к отцу, которого они считают соперником в борьбе за привязанность матери.

Неосознаваемые воспоминания, обнаруженные в лабораторных исследованиях автоматизма и имплицитной памяти, совершенно не похожи на неосознаваемые воспоминания в психоаналитической теории.
Реальный лечебный эффект

Многие исследователи творчества З.Фрейда утверждают, что Фрейд неоднократно прибегал к фальсификациям, рассказывая об эффективности используемых им методик.

Одно из известных и наиболее блестящих выздоровлений, как указывает автор, произошло с «человеком с волками», названным так, потому что его невроз начался со сна, в котором он видел белых волков. Фрейд поспешил сделать заключение, что эти белые волки символизируют нижнюю одежду матери и отца. Этот пациент был позже опрошен психологом и австрийским журналистом, которые обнаружили, что приступы у бедняги продолжались спустя шестьдесят лет после того, как Фрейд посчитал его выздоровевшим.

Другой известный случай – случай Анны О. Эта молодая девушка страдала невротическим расстройством с того дня, как сидела у изголовья своего отца, болевшего туберкулезом, болезнью, которая должна была очень скоро унести его. Фрейд поставил диагноз «невроз» и заверил, что излечил его. Юнг, очень хорошо знавший, что происходит на самом деле, был первым, кто разоблачил эту ложь, и выразил полное презрение к Фрейду. Г.Ф.Элленбергер в книге «Открытие бессознательного» и Торнтон в своей книге «Фрейд и кокаин» четко показали, как Фрейд фальсифицировал истину и ловко обманывал клиентов. Что касается «невроза»: молодая девушка заразилась туберкулезом от своего отца.[16] [17]

Исследования показали, что эффективность психоаналитического лечения в некоторых случаях сомнительна, учитывая случаи «естественного выздоровления» пациентов:

Примерно две трети всех невротических расстройств спонтанно исчезает в течение 2-х лет после их появления. Примерно столько же длится обычное лечение у психоаналитика, и примерно такой же процент излечения…

Г.Айзенк и Дж.Вильсон добавляют, что они не смогли найти в этих работах «никакого исследования, о котором можно было бы сказать: «вот подтверждение тому или иному случаю из теории Фрейда». Они добавляют, что «ни одно из этих исследований не позволяет отбросить любую другую интерпретацию, ни одно не было проведено с соответствующим экспериментом и не подтверждено статистическими данными с подбором пациентов, чтобы быть обнародованным»[18].

«В пользу неэффективности психоаналитического лечения говорит тот факт, что в своей большой реформе здоровья администрация Клинтона не предусматривает возмещения убытков в случаях психоанализа, так как, согласно собственным выражениям доктора Ф.Гудвина, президента Национального американского института умственного здоровья, «за это нельзя платить. Это не может быть возмещено, так как ничто не доказывает, что это работает».

Американская ассоциация по развитию наук сделала запрос в Массачусетский Технологический Институт о заключении по поводу фрейдистского психоанализа, которое было сделано Ф.Дж.Салловеем и его группой. Их выводы в изложении П.Дебри Ритцена очень поучительны: «Психоанализ возник как результат отживших ошибочных биологических гипотез, побудивших Фрейда возвести свое «здание» на песке. Это убило теорию в зародыше. В плане клиники методологические пробелы очевидны. Культурное и социальное влияние психоанализа было навязчивым, благодаря почти религиозной вере его последователей. Случаи, на которых Фрейд развил свою систему, базируются, в основном, на ложных и ошибочных наблюдениях в пользу его толкования. В действительности излечений не было»[19].

В некоторых случаях, например, в случае психоаналитического лечения раковых больных, этот подход давал явно выраженные негативные результаты[20].
Каких людей и какое общество описывал Фрейд?

Похоже, что теория Фрейда была как-то адекватна той исторической эпохе и тем пациентам, которые тогда у него были. Преимущественно, его пациентками являлись экзальтированные и истеричные женщины, находившиеся в плохих отношениях с родителями, имевшие «пунктик» в сфере сексуальности. Успешные, душевно и духовно развитые личности к Фрейду не обращались и, более того, обходили его стороной. Фрейдизм — не про них.
Долгосрочное влияние психоанализа на общество

Влияние З.Фрейда на европейское общество и культуру огромно, и во многом негативно. Похоже, что Фрейд не столько снял запреты с разговоров о сексе, сколько создал «клубничку», предложил народу новое развлечение — ранее запретную «вкусную» тему, которую теперь можно «смаковать».

Его утверждения:

о приоритете сексуального влечения над любыми другими человеческими стремлениями,
о том, что каждый мальчик хотел или хочет смерти отца,
что любовь — только переодетый невроз,
что душевно здоровых людей нет, есть только люди, более-менее благополучно справившиеся со своими комплексами –

в целом, невротизировали европейскую культуру.

«Значение Фрейда для западной интеллектуальной и массовой культуры огромно и иногда катастрофично: оно ослабило позиции рационализма (любое поведение, в том числе и интеллектуальное, интерпретируется в первую очередь с точки зрения подсознательной мотивации), укоренило в широкой публике представление о детской сексуальности (результатом чего стала сексуализация массовой культуры — хотя кто сказал, что это последствие следует считать катастрофичным?), снизило чувство личной ответственности (человек винит в своих проблемах не себя, а своих родителей)»[21].

Как же относиться к наследию Зигмунда Фрейда? Нормально, если каждый будет иметь свое личное отношение, главное, чтобы оно было обдуманным и обоснованным. Пустая восторженность так же непродуктивна, как и безосновательная критика. В любом случае, к наследию Зигмунда Фрейда следует относиться с большой бережностью и вниманием – это наша история, и у нас есть возможность учиться на этой богатейшей истории. Вызывает уважение, что одни из самых серьезных критических разборов фрейдизма делают сами психоаналитики. Как честно констатирует академик М.М.Решетников, президент Национальной Федерации Психоанализа: «Мы знаем, что наше знание неочевидно. И нередко — непонятно для представителей других направлений психологии и медицины. Их негативизму пока, фактически, ничего не противопоставлено. Нами не противопоставлено. Длительно существовавшая нарциссическая позиция психоаналитиков явно себя не оправдывает. Нам нужно преодолевать нашу изоляцию от академической науки». Если мы работаем с открытыми глазами, если мы учимся – значит, мы определенно на верном пути. [22]

↑ Степанов С. Биография Берреса Фредерика Скиннера.
↑ Фрейд З. Толкование сновидений, 1900.
↑ Фрейд З. Анализ фобий пятилетнего мальчика (Случай Маленького Ганса, 1909).
↑ Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности, 1905.
↑ Блюм Геральд. Психоаналитические теории личности. — М.: КСП, 1996.
↑ Психодинамический подход берет начало от классического психоанализа (Фрейд З. — Freud S.)
↑ Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997.
↑ В.Н.Мясищев. Психические особенности человека. Характер, способности. Т. 1-2, 1957 (совм. с А. Г. Ковалевым)
↑ Друри Н. Трансперсональная психологи., 2001
↑ Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. Серия: Мастерская человека. Издательство: ЛИТУР, 2004 г.
↑ Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. — Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.
↑ Берт Хеллингер. «Порядки любви: разрешение системно-семейных конфликтов и противоречий». Перевод с немецкого Ингрид Рац. Москва, Издательство Института психотерапии, 2001.
↑ Пёрлз Ф. Практика гештальттерапии. Перевод М.П.Папуша. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.
↑ Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999
↑ Джон Ф. Килстром. Фрейдизм уже не жив. Статья была подготовлена для Hilgard’s Introduction to Psychology.New York: Harcourt Brace Jovanovich, 2000. http://www.psychologos.ru/Фрейдизм _уже_не_жив
↑ Гвенаэль Верез. Мать и духовность: Конфискованная Истина http://www.sacrum.ru/Modern/Froid.htm
↑ Айзенк Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии // Психологический журнал. Т. 14. 1994. № 4. С. 3-19. Методологические и теоретические проблемы психологии © 1994 г. Г. Дж. Айзенк. Перевод с англ., канд. мед. наук Б. Н. Безденежных. http://www.psychologos.ru/Сорок_лет_спустя:_новый_взгляд_на_проблемы_эффективности_в_психотерапии
↑ Айзенк Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии // Психологический журнал. Т. 14. 1994. № 4. С. 3-19. Методологические и теоретические проблемы психологии © 1994 г. Г. Дж. Айзенк. Перевод с англ., канд. мед. наук Б. Н. Безденежных. http://www.psychologos.ru/Сорок_лет_спустя:_новый_взгляд_на_проблемы_эффективности_в_психотерапии
↑ Гвенаэль Верез. Мать и духовность: Конфискованная Истина http://www.sacrum.ru/Modern/Froid.htm
↑ Айзенк Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии // Психологический журнал. Т. 14. 1994. № 4. С. 3-19. Методологические и теоретические проблемы психологии © 1994 г. Г. Дж. Айзенк. Перевод с англ., канд. мед. наук Б. Н. Безденежных. http://www.psychologos.ru/Сорок_лет_спустя:_новый_взгляд_на_проблемы_эффективности_в_психотерапии
↑ Михаил Даниэль. Зигмунд Фрейд: неюбилейные заметки. Источник — Русский Журнал. По материалам публикаций Энтони Дэниэлса, Роджера Скрутона и Фрэнка Чоффи. http://www.psychologos.ru/Зигмунд_Фрейд:_неюбилейные_заметки
↑ М.М.Решетников. Период иллюзий и надежд: концептуальные подходы Национальной Федерации Психоанализа. К проблеме психоаналитического образования и тренинга в России. Доклад М. Решетникова 2001 года. http://sceptic-ratio.narod.ru/ps/address.htm

Н.И.Козлов, «Психологос»

Print Friendly, PDF & Email

Share
 

      

Гимн альтернативной медицины

На Руси издавно сложилось своеобразное отношение власти к медработникам

Отношение народных масс к врачам также нельзя назвать особенно благоприятным

Medice cura te ipsum