Детоксикация науки
8 февраля президент РФ вручил премии молодым российским ученым за 2010 год. Но год был богат не только научными открытиями: шуму наделали и сомнительные нанофильтры, и таинственные «гравицапы». Как молодому ученому противостоять псевдонауке? Биофизик из Великобритании поделилась опытом.
Как ты попала в VoYS?
После защиты диссертации я работала в Университетском колледже Лондона, а VoYS организовывали семинары в разных университетах. Я попала на один из таких семинаров и присоединилась к ним.
В каких проектах ты принимала участие?
Самый большой — это проект Detox. В Англии очень популярны продукты (от витаминов до шампуней), производители которых приписывают им детоксицирующий эффект. Нам, ученым, это казалось очень странным. Активисты из VoYS — человек 10 — стали звонить в эти компании, и большинство из них либо не смогли объяснить принцип действия продукта, либо их объяснение было немедицинским/ненаучным. В итоге мы издали брошюрку, в которой объяснялось, как работает наше тело и что такое детоксикация с медицинской точки зрения. Рассказывали об этой проблеме в СМИ, раздавали листовки на улицах и т. д.
А эти продукты стали менее популярны?
Сложно говорить о долгосрочном эффекте. Но я общалась с людьми, которые прочитали про это в газетах, и многие говорили: я всегда думал, что это ерунда. Они и раньше относились к таким вещам с подозрением, но у них не было достаточных оснований, чтобы считать это неправдой.
А еще какие были проекты?
Мы узнали, что некоторые гомеопаты всерьез предлагают с помощью гомеопатии бороться со СПИДом, малярией и другими смертельно опасными болезнями в Африке. Мы были этим абсолютно шокированы. Мы стали изучать документы ВОЗ, пытаясь найти, что они говорят по этому поводу, и поняли, что они ничего толком не говорят. В документах написано: преимущество гомеопатии в том, что она дешевая, ну а недостаток — то, что она не работает. И мы стали связываться с экспертами — учеными, врачами, теми, кто работал в Африке, и с их помощью написали письмо в ВОЗ. Мы призвали ее выступить с ясным заявлением: гомеопатия не может быть лечением для смертельно опасных болезней. И ВОЗ выступила с таким заявлением.
А в Израиле ты проводишь такие кампании?
Когда я сюда переезжала, я думала, что буду проводить. Но здесь совсем другая культура. Она более религиозная, но в то же время люди пронаучно настроены. Это очень странная смесь. При этом из-за политической ситуации в Израиле интерес к таким вещам в целом меньше. Люди говорят: у нас много проблем посерьезнее, чем то, как СМИ освещают науку.
А в целом ситуация с псевдонаукой лучше, чем в Англии?
Ну, она другая. Ничего такого, как «детоксицирующие» продукты, здесь нет. Но есть другие вещи: например, традиционная медицина тут очень популярна. При этом наука и технологии очень ценятся — я думаю, больше, чем в Великобритании.
Интересно — при том, что страна более религиозная…
Да, но наука здесь — основа экономики. И ученых очень уважают. Если ученый выступает по телевизору, никто не скажет, что он продажный, что ему заплатили. И такие вещи, как генетически модифицированные продукты,— у людей с этим нет никаких проблем. Даже у религиозных людей нет. И в этом смысле, я думаю, в целом здесь меньше антинауки.
Что ты посоветуешь молодым ученым в России, как им справляться с псевдонаукой?
По моему опыту, если собраться вместе, бороться с ней легче. Вообще, мне кажется, СМИ любят молодых ученых — они просто не знают, где их найти. Я думаю, всё дело в том, чтобы кто-то хотел этим заниматься. Надо брать конкретную проблему и обращаться к людям с правильными вопросами, на которые они вынуждены будут отвечать. Еще можно организовывать мероприятия — образовательные, или развлекательные, или даже демонстрации.
Зачем вообще рассказывать людям о науке?
Я думаю, если мы хотим, чтобы общество прогрессировало, нужно обеспечить публике доступ к правдивой информации. Чтобы все видели разницу между наукой, псевдонаукой и религией и могли самостоятельно принимать решения. Наука и технологии сейчас становятся очень серьезным фактором развития общества, и очень важно, чтобы люди понимали, что это такое.
Организация Voice of Young Science выходит на международный уровень. В 2012 году она планирует провести всемирный конгресс молодых ученых в Лондоне. Если вы молодой ученый (аспирант или недавно защитились) и хотите участвовать в кампаниях VoYS или развивать VoYS в России, вы можете вступить в организацию, написав письмо ее координатору Джулии Уилсон (Julia Wilson): jwilson@senseaboutscience.org
Карина Назаретян, «Акция масс-медиа»