Лженаука: кому выгодно?
Изобретатель, член РАЕН Виктор Петрик – создатель водных фильтров для программы «Единой России» (общая стоимость проекта 165 миллиардов рублей) – подал в суд на ряд российских изданий, освещавших критику его изобретения. Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской Академии наук вынесла следующий вердикт изобретениям Петрика: «К науке это не имеет отношения», а «деятельность В.И. Петрика лежит не в сфере науки, а в сфере бизнеса и изобретательства». Комиссия по борьбе с лженаукой неоднократно призывала руководство страны проводить научную экспертизу инноваций, которые планируется финансировать из государственно бюджета. В. Петрик обвиняет академиков в том, что публикации в российских СМИ подорвали бизнес по продаже фильтров.
О работе комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН, о последних резолюциях, проблемах и достижениях председатель комиссии академик Эдуард Павлович Кругляков рассказал корреспонденту портала «Православие и мир».
Отсутствие экспертизы – открытая дорога мошенничеству
– Эдуард Павлович, с чего началась деятельность Комиссии по борьбе с лженаукой?
– Когда мы начинали в начале 90-х годов, в стране происходило нечто совершенно несусветное. Можно было подумать, что вся жизнь состоит из встреч с барабашками и всякой чертовщиной. В то же время с нарастанием этого вала махровой лженауки доступ в СМИ реальной науки был фактически пресечён.
Почему так происходило? Скажем для начала, что Академия наук СССР была главным экспертом страны. Если государство собиралось что-то крупномасштабное строить и вкладывать во что-то средства, то проект обязательно проходил научную экспертизу. Это было обязательное условие. Как только рухнул Советский Союз, всё рассыпалось и каждый стал сам по себе.
В качестве яркого примера, который я уже многократно приводил, могу рассказать одну историю. В районе 1 августа 1991 года к нам приехал Б.Н. Ельцин, совсем недавно избранный Президентом Российской Федерации. Я показывал ему некоторые термоядерные установки, рассказывал, как они работают, а потом за круглым столом состоялась встреча гостей с Ученым Советом Института. В ходе живой беседы он вдруг спрашивает:
— Ну ладно, это всё я понимаю, а вот из камня вы можете энергию извлекать?
Я спросил:
— Из какого камня? Из угля что ли?
– Нет, из базальта, например.
Я говорю:
— Борис Николаевич, это какое-то недоразумение.
– Что значит недоразумение?
Пришлось прочитать ему целую лекцию о том, как можно извлекать энергию. Есть тяжёлые элементы, уран, например. Если вы расщепляете ядро урана, то высвобождается очень большая энергия. На этом принципе построено атомное оружие и атомные электростанции. В случае лёгких элементов, которые находятся в начале таблицы Менделеева, энергия выделяется при слиянии ядер. На этом принципе основана водородная бомба, и сейчас мы решаем задачу о мирном использовании этой энергии для человечества. А середина таблицы спокойная, там никаких чудес быть не может.
— Это Вы так считаете, а мне докладывали, что можно.
Тут я не удержался:
— В таком случае Вам докладывали шарлатаны.
Наступила мёртвая тишина. И тут один из наших острословов, перефразировав очень известную в Советском Союзе ленинскую реплику «электрон так же неисчерпаем, как и атом», сказал:
— Но ведь камень так же неисчерпаем, как и атом!
Все расхохотались, и на этом инцидент закончился, и беседа продолжалась уже на другие темы.
Позднее ныне покойный академик В.А. Коптюг сказал мне: «А ведь Борис Николаевич 120 млн. рублей выложил на это дело». Это по тогдашнему курсу было почти 200 млн. долларов! И вот прошло почти 20 лет. Кто-нибудь где-нибудь слышал, чтобы из камня выделили энергию? Нет!
Что это означает? Лишь то, что мошенники без экспертизы завладели гигантской суммой. Как это произошло, не знаю, но факт есть факт: 200 млн. долларов из казны было разворовано в первые дни существования российского государства.
– Видимо, по той же схеме сейчас финансируют проект В. Петрика?
– Да, но не совсем Петрика. Это надо понимать более широко. Просто идея Петрика, что воду можно чистить в самом конце, видимо, очень понравилась кое-кому. Но для начала следует отметить, что даже если бы фильтры Петрика действительно были лучшими в мире, никто не сказал, что это правильный путь. В конце концов, если речь идёт о гигантском проекте в 15 триллионов рублей, то нужно просмотреть многие возможности, многие концепции.
Я дилетант в этом деле, водоочисткой и водоснабжением никогда в жизни не занимался, но из общих соображений могу сказать, что наши стальные трубы дают очень много загрязнений в воду в процессе ее доставки в наши дома. А что если трубы поменять на пластиковые? Сейчас есть прекрасные пластиковые трубы, которые выдерживают большие давления. Цена этих труб существенно ниже, чем цена стальных труб. Если использовать пластиковые трубы, то, может быть, ничего чистить не придется, потому что водоподготовка у нас в стране на высоком уровне. Надо просто привлечь профессионалов к этому делу, и они разберутся, как правильно действовать.
Почему, спрашивается, высокое начальство решает, что мы должны взять именно фильтры Петрика, потому что он победил? А победил он, кстати говоря, потому, что перед этим конкурсом Б. Грызлов сказал, что у нас есть такой замечательный учёный – Виктор Петрик, он делает уникальные фильтры, и господин Грызлов готов держать пари, что на любом конкурсе победит Петрик.
После такой тирады среди членов жюри, которые большую часть жизни прожили в Советском Союзе и помнят сталинский режим, найдется немало таких, кто не решится перечить начальству и согласятся признать фильтры Петрика лучшими в мире. Между тем, некие независимые журналисты провели опрос многих компаний-производителей фильтров. Оказалось, что о конкурсе никто не слышал. Когда же профессор Серпокрылов закупил четыре фильтра разных производителей (среди них был и фильтр Петрика), то оказалось, что все четыре фильтра близки по своим качествам.
Дискуссия об изобретениях Петрика на 5 канале
– А как Вы считаете, откуда такое недоверие к Академии наук?
– Я уже писал про господина Грызлова и комментировал его высказывания. Он имел смелость заявить, что в Академии процветает мракобесие, а Комиссия по борьбе с лженаукой подавляет всё живое, все самые интересные проекты. Я слышал, что перед Ю.С. Осиповым, президентом Академии наук, он по телефону извинился. Но, простите, вы оскорбили людей публично, будьте добры публично извиниться – так делают порядочные люди. Этого не было сделано.
Затем Газета.ру организовала что-то вроде пресс-конференции Грызлова в Интернете. Выступление проходило так: ему подбирали блоки из 3-5 относительно приличных вопросов, он оценивал, говорил: «Хорошие вопросы», – и начинал отвечать. Ни на один вопрос он не ответил, просто говорил то, что считал нужным: о программе партии «Единая Россия», о «Чистой воде» и т.д. Дошёл он и до лженауки, удивившись тому, что этот термин есть в названии Комиссии: «Это же средние века! Вот, Коперника сожгли на костре за то, что он сказал «А всё-таки Земля вертится!»»
Травили ли великих ученых?
Мне пришлось через СМИ пояснить господину Грызлову, что сожгли не Коперника, а Джордано Бруно, что выражение «А всё-таки Земля вертится!» принадлежит Галилею, и то по легенде. Коперник же прожил 70 лет и умер своей смертью.
Ну и много там ещё было всего о том, как мы, Комиссия, и наши предшественники третировали выдающихся российских изобретателей. Вспомнил Яблочкова и Эдисона, Попова и Маркони, потом перешёл уже к нашему времени. Мне пришлось популярно расписать, как всё это было на самом деле. Никто никогда не травил Попова. То, что Маркони незаслуженно получил патент – это факт, но в этом никто не виноват, в России, по крайней мере. Исторически дело происходило так: в январе была публикация Попова на русском языке, а в июне Маркони подал заявку на патент. При тщательном патентном поиске, конечно, англичане не должны были выдать патент Маркони, но что тут можно поделать? Конечно, весь научный мир негодовал. И, кстати говоря, потом на Всемирной выставке не Маркони, а Попову присудили большую золотую медаль. Так что в каком-то смысле справедливость восторжествовала. Но где здесь гонения?
В случае с Эдисоном и Яблочковым тоже всё чисто и прозрачно. Яблочков первым изобрёл источник света, который использовался даже на Всемирной выставке в Париже. Но это был дуговой источник, нерегулируемый, поэтому дуга со временем начинала гаснуть, прерываться, потребовалось вводить регулятор – это неудобно.Что касается Эдисона, то он через 4 года после Яблочкова изобрёл практически такую лампочку, какие горят до сих пор, правда, с графитовой нитью накаливания, а не с вольфрамовой, как сейчас, с цоколем с резьбой, стеклянным колпаком. Конечно, такая лампочка была предпочтительнее, поэтому через несколько лет свеча Яблочкова была вытеснена. Но, насколько я понимаю, всё-таки Яблочков не был обижен: во-первых, у него было много изобретений, он был очень уважаемым человеком, у него было много наград, а во-вторых, даже свеча Яблочкова потом использовалась в прожекторах. Ни ругани, ни скандалов, ни интриг не было.
Таким образом, Грызлов проявляет здесь, мягко говоря, неосведомленность. И что, вы думаете, он один такой? Вот сейчас господина Грабового досрочно выпускают из тюрьмы, а ведь он вертелся возле Ельцина. Широкой общественности Грабовой известен тем, что «воскрешал» детей Беслана. Но и до этого случая он был замечен во множестве мошенничеств. Грабовой готовил астрологические прогнозы для руководства страны. Это само по себе дикость в наше время – верить в астрологию. Но так уж сложилось, что о нашем невежестве средства массовой информации заботятся очень нежно: практически в каждой газете есть раздел астрологии.
Дело дошло до смешного: недавно я услышал реплику на канале Россия по телевидению о том, что российские учёные приготовили телескопы для «астрологического центра» в Чили. Правда, что в Чили есть крупнейший в мире международный астрономический центр, и что Россия участвует в этом проекте. А дикторы несколько раз в течение дня упорно называли этот центр астрологическим.
Позднее господин Грабовой обнародовал очередной свой дар. Перед каждым вылетом самолёта Президента Грабовой мысленно его осматривал и указывал, к примеру, какое колесо нужно поменять и т.д. Его рекомендации беспрекословно исполнялись!
Долго можно рассказывать об этом мошеннике. Упомяну лишь один факт. Господин Грабовой читал лекции в МЧС о прогнозировании и предотвращении катастроф. Когда вокруг Грабового поднялся шум, чиновники из МЧС официально заявили, что с Грабовым дела никогда не имели. Но у меня есть письмо директора одного из агентств МЧС Шахраманьянца, в котором он привел даже программу цикла лекций этого мошенника…
Нажиться на безграмотности
– То есть эти люди просто наживаются на чужой безграмотности или есть такие, кто действительно хочет вот таким странным способом принести пользу человечеству?
– Вы думаете, что Грабовой верит, к примеру, в астрологию?
Конечно, наживаются. Если человек хоть что-то соображает, то он сразу же поймет, что за астрологией ничего нет.
В 1955 году английские учёные поставили великолепный эксперимент, который длился 50 лет. Поскольку астрология утверждает, что день рождения определяет характер, будущую профессию и т.д., английские учёные начали отслеживать «временных близнецов» – младенцев, которые родились в пределах Англии, на небольшом расстоянии друг от друга, в одно и то же время с точностью до минуты, и вели за ними наблюдение в течение 50 лет. В итоге вышла публикация, продемонстрировавшая, что практически никаких корреляций между «близнецами» не обнаружено.
Отсюда ясно видно, что если люди продолжают заниматься астрологией, значит, они просто мошенники. Это деньги, и очень большие.
– И как Вы видите развитие ситуации с лженаукой в дальнейшем, в том числе в связи с уровнем российского образования?
– То, что наше образование сведено почти к нулю, – это факт. Мы уже можем вполне успешно соревноваться с африканскими государствами. В новосибирских университетах мы это почувствовали, когда был первый набор по ЕГЭ. Стало совершенно ясно, что это издевательство над образованием.
В конце концов, НГУ и НГТУ – это очень сильные университеты России, здесь преподаёт много учёных, и уровень заведомо отличается от уровня какого-нибудь Тьмутараканского университета. Но теперь помимо нашей воли в вузы поступают молодые люди, которые просто сумели написать ЕГЭ, а это не знания, это нечто другое. В итоге получилось, что на физическом факультете НГУ на первой сессии из 175 человек 60 завалили физику, и повторно тоже.
И на самом деле совершенно ясно, что, поскольку здесь готовят научные кадры, нужны экзамены, нужно беседовать с этими ребятами, выяснять, кто склонен, а кто не склонен к научной работе. Но мы не имеем права этого делать, – и это, конечно, глупость.
Когда Президент объявляет, что мы должны быть ориентированы на инновации, на модернизацию промышленности, едва ли кто-то будет против этого возражать. Вот только с уровнем образования, которого мы достигли в результате многолетнего реформирования, это, увы, – утопия.
До тех пор, пока мы не восстановим советский уровень образования, ни о каких инновациях говорить нельзя, потому что нельзя думать, что если во главе предприятия стоит умный образованный человек, то остальные могут быть идиотами. Должны быть и грамотные рабочие, и высококвалифицированные инженеры, и учёные. Без этого создать государство, которое совершит большой скачок, нельзя.
Пропаганда лженауки позволяет обманывать
Читайте также: Лженаука: в чем опасность?
–Как вы считаете, такая ситуация с образованием спровоцирует падение интереса к науке вообще или ещё более бурное развитие лженауки?
– Падение интереса к науке провоцируется целенаправленно.
Почему средства массовой информации пропагандируют лженауку? За этим стоят экономические интересы: пропаганда лженауки позволяет обманывать пенсионеров, которым продают всяческие пустышки благодаря рекламе. Несколько лет назад я предложил ввести специальный закон об уголовной ответственности за недобросовестную медицинскую рекламу. Эта идея была встречена на ура, когда я выступил с ней на совместном Общем собрании РАН и РАМН.
А дальше проект пошёл в Думу, и недавно я узнал, что из него вышло. Получился Закон о рекламе, согласно которому фактически вся ответственность сводится к тому, что вам могут погрозить пальчиком или взять небольшой штраф. Я настаиваю на уголовной ответственности. Года три назад мексиканцы преодолели жуткое сопротивление лоббистов в своем Парламенте и приняли закон, в котором говорится об уголовной ответственности до 8 лет лишения свободы. Закон приняли практически в такой формулировке, как я предлагал. И ситуация разительно изменилась.
Кстати, может быть, моя подсказка им помогла. На Всемирном форуме по борьбе с лженаукой мексиканцы очень жаловались на ситуацию в своей стране, а я выступал после них, так что, может быть, я их и раззадорил, поскольку в своем докладе я упомянул о нашем обращении в Госдуму.
Так вот, то, что лженаука возвеличивается – это экономические интересы, интересы производителей всевозможных пустышек: лекарств, которые не лечат, циркониевых браслетов (которые были придуманы для утилизации циркония в те годы, когда Россия прекратила строительство атомных электростанций), неоопробованных гомеопатических средств, которые тоже, по сути, являются пустышками, а если они помогают, то только за счёт эффекта плацебо.
По этой части я хочу довести дело до логического конца и хочу настоять на том, чтобы государство приняло упомянутый выше закон. Я уже отправил свои предложения в Совет Безопасности РФ. Среди них есть и предложение об упомянутом законе. Если бы не было рекламы или если бы была правдивая реклама, этого безобразия бы не было. Но всё дело в том, что телевидение живёт на рекламные деньги, для них это колоссальная статья дохода, поэтому оно с рекламой не расстанется. Это должно делать государство.
Что касается поношения науки и утверждения, что она ничего не даёт – это другая сторона дела. За этим стоят экономические интересы высокопоставленных чиновников. У нас очень много голодных чиновников. Когда развалился СССР, в высших слоях появилось много случайных людей. Сейчас их уже нет у власти, но они всякими правдами и неправдами захватили немало государственного имущества. А потом пришли другие, новые, среди них много голодных, а все уже поделено!
Правда, у Российской академии наук оказалось очень много имущества: множество зданий в центре Москвы! Если их отнять, как вы думаете, во что это выльется? Это же миллиарды, многие миллиарды! И начались атаки на академию. В чем ее только ни обвиняли! И собственность она использует неэффективно, и отдача от науки маленькая.
А стоит за этим всего на всего желание «хапнуть» её имущество. А на науку им плевать: плохая она или хорошая, какая им разница! Только из этих атак ничего не выйдет. Есть в руководстве страны здравомыслящие люди, которые понимают: без науки у России нет будущего.
– Ваша Комиссия регулярно сотрудничает со СМИ, или это получается спонтанно в зависимости от ситуации?
– По-разному получается. В своё время мы с боем пробивались в СМИ, потом был период, когда мы спокойно могли попасть на телеэкран, потом всё стало ухудшаться, сейчас новый всплеск интереса, связанного с конкретными личностями: Б. Грызловым и В. Петриком. Сейчас очень много публикаций по этому поводу, был случай, когда я за день дал 9 интервью.
Для тех, кого интересует эта тема, могу сказать, что наша Комиссия 2 раза в год выпускает Бюллетень «В защиту науки», там очень много статей, написанных на доступном для непрофессионалов языке на самые разные темы, есть очень удачные публикации. Потом они ходят по стране, перепечатываются. По публикациям в бюллетенях можно представить себе круг наших задач.
А вообще нас теперь в Комиссии 40 человек, и нам стало полегче, чем в первые годы, когда нас было 12. Сейчас члены Комиссии есть практически во всех крупных городах страны, они быстро реагируют на происходящее.
Вот, например, в Челябинске в одном из уважаемых университетов появился «учёный», который по телевидению рассказывал о том, что он получил сверхпроводимость при комнатной температуре. Законам природы это не противоречит. В частности, покойный академик Гинзбург предполагал что сверхпроводимость при комнатной температуре со временем будет получена. Но из того, что плел челябинский «ученый», рассказывавший о двух типах электронов, – красных и белых, было совершенно очевидно, что это мошенничество.
В тех краях живет академик РАН М.В. Садовский, – член нашей Комиссии. Он быстро разобрался в ситуации, написал статью в местный журнал, и всё это безобразие прекратилось.
Беседовала Маргарита Коваленко, Православие и мир