Каталог шарлатанских ресурсов


О пользе фигни

В защиту британских ученых

Когда новостная заметка начинается со слов «британские ученые выяснили» (или «доказали»), читатель устраивается поудобнее и готовится хорошенько посмеяться. Чего только не выяснили британские ученые! Что слоны — единственные в мире «полноприводные» животные, что «Тайная вечеря» Леонардо свидетельствует о склонности современной цивилизации к перееданию, что присяжные некомпетентны. Они привлекают плесень для планирования сети дорог, проверяют способность ангелов летать, создают микроскопические снеговики и «звуковую карту» Великобритании. Все перечисленное — лишь малая часть удивительных открытий, достижений и инициатив британских ученых, попавших в новости за последние примерно полгода.

В разговорах довольно часто приходится слышать что-нибудь вроде: «Угу, британские ученые установили…» Это означает: «Даже если это доказано и научно обосновано, это все равно чушь какая-то». Британским ученым слагают гимны, им посвящают блоги, а «Яндекс» объявляет каждый текущий день «Днем британских ученых». И все чаще словосочетание «британские ученые» пишется с пометкой TM.

Британские ученыеTM — это, конечно, «научные фрики» в их высшем проявлении. Типологически это те самые «безумные ученые» из кино и мультиков, начиная с Дока Эммета из «Назад в будущее», продолжая зловредным профессором Нимнулом из «Чипа и Дейла» и заканчивая заносчивым Шелдоном Купером из сериала «Теория большого взрыва».

Слово «британские» в этом словосочетании означает уже не столько происхождение или гражданство, сколько определенный (дурацкий) характер работы. Самые выдающиеся британские ученыеTM ежегодно награждаются в Гарварде по-своему довольно престижной Шнобелевской премией.

Часто британских ученыхTM обвиняют в стяжательстве. В 2009 году немало шума наделала история про то, как британские ученые потратили 300 тысяч фунтов стерлингов налогоплательщиков на выяснение потрясающего факта: утки любят дождь. Вполне понятны коммерческие перспективы, скажем, исследований шнобелевским лауреатом Чарльзом Спенсом хруста чипсов и шипения газировки или разработки идеального сэндвича. Производители алкогольных напитков или сигарет, владельцы крупных промышленных предприятий, выбрасывающих в воздух и в воду тысячи тонн отходов, всегда смогут найти какого-нибудь британского ученогоTM, который за хороший грант сможет доказать, что все это на самом деле совсем не так вредно для здоровья человека и для окружающей среды, как принято считать. А другие британские ученыеTM с не меньшим энтузиазмом возьмутся доказать, что Facebook способствует распространению сифилиса, а поедание мяса — глобальному потеплению. Такие исследования — отличный инструмент конкуренции и лоббизма.

Однако давайте посмотрим на феномен британских ученыхTM с другой стороны. Британский ученыйTM — это еще и специфическое мировоззрение, позволяющее научно подойти к любой, извините, фигне. Социальный слой, смыслом существования которого является эта самая научная фигня, является едва ли не главным достижением прогресса и залогом того, что прогресс продолжится.

Совершенствуя сельскохозяйственное и ремесленное (а затем промышленное) производство, человечество со временем смогло себе позволить освободить некоторое количество людей от производства и жизнеобеспечения ради непроизводительных занятий: науки, искусства, философии. Эти иждивенцы, на первый взгляд, не приносят обществу никакой пользы и даже вредят ему: они не создают прибавочного продукта, а потребляют с большим аппетитом. Их умствования и высокоученые диспуты никак не способствуют росту урожайности или производительности. Диалоги Платона, «Сумма теологии» Фомы Аквинского, открытия Ньютона, Дарвина, Менделеева, Эйнштейна, книги Стивена Хокинга и публичные лекции Ричарда Докинза в равной степени не имеют узкоутилитарного значения: человечество и без них было бы вполне в состоянии выжить и прокормиться.

Однако именно этот иждивенческий социальный слой, в конечном итоге, обеспечивает рост уровня и качества жизни людей. Во-первых, в значительной степени именно открытиям таких иждивенцев человечество обязано появлением новых орудий труда, материалов, лекарств и вообще кучи всего полезного. Во-вторых, эти иждивенцы утоляют жажду познания и понимания окружающего мира — природы и общества — и самого человека.

Существование британских ученыхTM — свидетельство относительно высокой цивилизованности современного западного общества («открытие» вполне в духе тех самых британских ученыхTM). Потешаться над ними, конечно, можно и нужно, но стоит помнить и том, что ученая среда, какую бы фигню она из себя ни исторгала, — необходимое условие для рождения новых Платонов, быстрых разумом Невтонов, Дарвинов, Менделеевых и Стивенов Хокингов.

«Лента.Ру» попросила прокомментировать мем «британские ученыеTM» профессора русской и грузинской литературы Лондонского университета Доналда Рэйфилда. Вот что написал профессор Рэйфилд:

«В 50-е годы британского ученого обычно изображали как этакого «сумасшедшего», совершенно не от мира сего, изобретателя бесполезных вещей и невообразимых теорий. Некоторые популярные издания (Daily Mail, Daily Express, Mirror, Sun — профессор перечисляет весь «цвет» британской желтой прессы — Прим. Ленты.Ру) увековечили этот образ всеми этими историями про пользу шоколада, ложность глобального потепления и тому подобное. Но простые люди, как и интеллектуалы, высоко ценят ученых: в конце концов, интернет, которым мы все пользуемся, — изобретение в первую очередь британское (создатель WWW Тим Бернерс-Ли — британец. — Прим. Ленты.Ру), наши астрофизики и биологи широко известны благодаря своим телепрограммам и книгам. Особенно уважаемы исследователи-медики. Многие знают об открытии двойной спирали и ДНК, о Уотсоне и Крике (ученые, расшифровавшие генетический код, соответственно американец и британец. — Прим. Ленты.Ру), об астрономе Фреде Хойле и теории Большого Взрыва (британец Хойл — автор термина «Большой Взрыв». — Прим. Ленты.Ру). Еще больше людей знают британских ученых XIX века — Фарадея, Максвелла и других, на чьих работах основана современная физика.

Так что я не думаю, что британские ученые страдают от презрительного отношения или что они этого заслужили. Как и в других странах, у нас есть лженаука, но ее быстро разоблачают (посмотрите, например, на работу Бена Голдэкра, на его рубрику «Лженаука» в The Guardian). Сейчас мы потешаемся над нашими политиками, банкирами, чиновниками, даже над полицией, но ученые пользуются таким уважением, каким едва ли могут похвастать представители какой-либо другой профессии. Единственная проблема с нашими учеными заключается в том, что их переманивают в США (как и лучших российских ученых), обещая им больше денег и больше свободы действий, а еще в том, что наши государственные школы очень плохи, и надежды, что у нас в будущем будет больше великих ученых, весьма мало».

Артем Ефимов,  lenta.ru


Print Friendly, PDF & Email

Share
 

      

Гимн альтернативной медицины

На Руси издавно сложилось своеобразное отношение власти к медработникам

Отношение народных масс к врачам также нельзя назвать особенно благоприятным

Medice cura te ipsum