Покончим с РАН и окончательно зарастем коноплей
Трудно что-то возразить на железные доводы Гуриева, Ливанова и Северинова насчет неэффективности Академии наук и низкой производительности труда российских ученых. Но это если рассматривать российскую науку в отрыве от окружающей действительности. А если оглянуться вокруг, то окажется, что в стране не все в порядке с образованием, здравоохранением, банковской системой, милицией, армией, промышленностью, энергетикой и сельским хозяйством. Да и с госуправлением, прости Господи. Может, на этом основании разогнать все отечественные штабы и позвать, как это предлагается для науки, толковых управленцев из-за границы?
Помнится, была еще идея слабенькие периферийные вузы позакрывать, а оставить Вышку, РЭШ, МИСИС и еще пару-тройку передовых университетов. Пусть самые способные едут учиться в Москву, а не самым достаточно и среднего образования в родных урюпинсках. Была бы большая экономия федерального бюджета, а заодно и гарантированное пополнение Вооруженных сил.
Развивая эту мысль — можно изо всех больниц оставить одну «кремлевку» (хотя и там, говорят, не лечат), а из всего аграрного сектора – совхоз «Горки», где таки производят натуральное молоко, а не магазинные белила. Ну, и от Академии наук – пару-тройку передовых лабораторий. Остальные пусть уходят на пенсию.
РАН – медленно тающий айсберг, заплывший в наши тихие воды из далекого советского прошлого. Он окончательно растает — и ряска даже не шелохнется. Не будет не то что передовой, а вообще никакой науки – она не сильно-то и нужна в стране, где нет современной экономики. А научный бюджет замечательно освоят МИСИС и «Курчатник», и будет им даже мало.
Остальная Россия, начиная с окраин, зарастет коноплей. Уже зарастает. На днях меня занесло на Дальний Восток вместе с кочующим по стране выездным совещанием Государственного антинаркотического комитета. Были в Томске, теперь вот посетили город Свободный в Амурской области. Это там, где предполагалось построить космодром «Восточный» вместе с научно-производственным комплексом, работающим на космическую отрасль. Ничего этого нет, в городе одно за другим закрываются небольшие местные предприятия. Только наркота процветает. Заброшенные тучные поля приамурья родят коноплю в неимоверных количествах, и граждане, лишенные реального содержания жизни, охотно погружаются в «сон золотой». Анаша обязательно тянет за собой более сильные средства. По данным Комиссии по наркотикам и преступности ООН, в России за последние десять лет в десять раз возросло потребление героина и других тяжелых наркотиков, наша страна стала не транзитной территорией, а конечным пунктом могучего афганского наркотрафика. Скучно жить в РФ, по меткому наблюдению одного высокопоставленного писателя…
Это я к тому, что оставили бы Академию в покое. Плохая или хорошая, но РАН — это форма существования отечественной науки, и нет никаких доказательств, что рьяные чиновники лучше справятся с задачей организации эффективной работы, чем академики – ученые по сути или хотя бы по происхождению.
В масштабах страны и федерального бюджета наука почти не видна, много на ней не наэкономишь. В сущности, жалкая горстка людей имеет не позорное занятие, смотрит в свои микроскопы и телескопы — и пусть смотрят, да учат любознательных деток. Пока есть наука – остается хоть какая-то надежда на будущее, где пресловутая «труба» будет занимать свое скромное место, а не заслонять горизонты, подобно амурской конопле.
От редакции Полит.Ру
К сожалению, часть руководства РАН очень специфически старается, чтобы ее оставили в покое, начиная с участия некоторых видных представителей Академии в выращивании развесистой «петриковщины», заканчивая запретами на раздачу газет и журналов участникам Общего собрания РАН. В этих условиях никакое «ученое происхождение» лиц, осуществляющих подобные действия, не заставит отказаться от максимально пристального внимания – если перестает работать ответственность перед научной корпорацией, общество вынуждено требовать ответа перед собой.
Ирина Самахова, Полит.Ру