Медвытрезвители — смертельно опасные здравницы
Разгорается очередной скандал, связанный с гибелью человека после доставки милицией в медвытрезвитель. На этот раз уголовное дело возбуждено в Самарской области. После недавней трагедии в Томске, где сотрудник медвытрезвителя нанес смертельные травмы журналисту Константину Попову, расследованию таких инцидентов уделяется особое внимание, и речь уже идет о целесообразности существования таких учреждений вообще.
Как сообщили корреспонденту GZT.RU в ГУВД Самарской области, трагический инцидент произошел 25 января в городе Чапаевске. В 21.50 наряд милиции заметил на одной из улиц нетрезвого 31-летнего местного жителя Олега Зыкова. Патрульные доставили мужчину в медвытрезвитель при УВД. «Фельдшером были установлены квалифицирующие признаки алкогольного опьянения, дающие основания для помещения в медицинский вытрезвитель»,— пояснил представитель ГУВД.
Через несколько часов мужчине стало плохо. Дежурный учреждения вызвал «Скорую», которая доставила Зыкова в ближайшую больницу. Там мужчину более тщательно осмотрели и обнаружили на теле гематомы. Пострадавшему была проведена срочная операция брюшной полости, однако травмы оказались слишком серьезными, и 27 января Олег Зыков скончался.
СКП забрал уголовное дело у милиции
В ГУВД Самарской области отмечают, что еще 26 января, до известия о смерти мужчины, следственным отделом Чапаевского УВД было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 111 УК России: «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека».
На следующий день после кончины Зыкова Новокуйбышевским городским следственным отделом Следственного управления СКП по Самарской области уголовное дело переквалифицировано на ч. 4 той же статьи: «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего».
«В настоящее время сотрудниками аппарата ГУВД области проводится служебная проверка по установлению обстоятельств, места и времени получения гражданином Зыковым телесных повреждений, а также по всем сотрудникам ОВД по городскому образованию Чапаевск, имеющим отношение к задержанию, доставлению, помещению и охране гражданина Зыкова»,— сообщил GZT.RU представитель ГУВД. При этом он отказался высказать версию милиции относительно происшедшего, сославшись на то, что это прерогатива СКП.
Проверят все версии
В свою очередь, представители этого ведомства скупо заявили, что «в настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств преступления». Правда, при этом было отмечено, что «на причастность к совершению преступления проверяются как сотрудники ГУВД по Самарской области, задержавшие и доставившие в медвытрезвитель потерпевшего, так и сотрудники медвытрезвителя».
Очевидно, что наряду с причинением травм Зыкову милиционерами будет проверяться и версия того, что ранее судимый за незаконный оборот наркотиков мужчина мог получить травмы в драке до задержания. Правда, в таком случае все равно останутся вопросы к работникам вытрезвителя: почему они не зафиксировали у мужчины повреждения?.
Медвытрезвители опасны для здоровья
Осторожность как милиционеров, так и представителей следствия относительно версий происшедшего вполне объяснима на фоне громкого скандала со смертью томского журналиста Константина Попова , скончавшегося после издевательств в медвытрезвителе.
Ему нанес смертельные травмы находившийся в депрессии из-за неурядиц в семье сотрудник милиции. Разразившийся скандал стоил должности главе УВД Томской области генералу Виктору Гречману , которого министр внутренних дел России Рашид Нургалиев отстранил от должности по поручению президента России Дмитрия Медведева.
Пьяных бьют по всей России
Надо отметить, что помимо двух громких скандалов в Томске и Самаре, в ряде других регионов также расследуются похожие случаи.
Так, во Владимире ведется доследственная проверка по факту смерти неизвестного мужчины. Его задержали милиционеры на улице в среду вечером за появление в нетрезвом виде и привезли в ОВД Октябрьского района, но он скоропостижно скончался прямо в вестибюле дежурной части.
«Сейчас устанавливается личность умершего, проводятся необходимые экспертизы, по результатам которых будет принято процессуальное решение»,— сообщила корреспонденту GZT.RU представитель СУ СКП по Владимирской области Ирина Минина.
По факту еще одного инцидента, связанного опять же с агрессией милиционеров по отношению к подвыпившему молодому человеку, уголовное дело расследуется в Вологодской области.
Как сообщила корреспонденту GZT.RU старший помощник облпрокурора Татьяна Кучумова, оно было возбуждено 27 января по статье 286 УК («Превышение должностных полномочий») в отношении сержанта ОВД Тарногского района 26-летнего Олега Заступова. По данным следствия, 21 декабря прошлого года он в составе наряда прибыл по вызову в одну из квартир дома в поселке Тарногский городок. Соседи жаловались, что хозяин вместе с приятелем устроил слишком шумную вечеринку. Пока напарник разбирался с владельцем жилья, Заступов провел «воспитательную работу» с его гостем — недавно вернувшимся из армии 20-летним парнем.
Он посчитал, что молодой человек выпил слишком много пива, и нанес ему несколько ударов. Потом он забрал парня с собой в отделение, где оформил протокол об административном правонарушении. Потерпевший обратился в следственные органы, которые усмотрели в действиях милиционера состав преступления.
Милиционеров не учат общению с нетрезвыми гражданами
Известный психиатр-криминалист Михаил Виноградов считает, что агрессия милиционеров по отношению к задержанным ими нетрезвым гражданам обусловлена в первую очередь низким уровнем подготовки сотрудников МВД.
«Как известно, пьяных на улицах у нас подбирают сотрудники патрульно-постовой службы и отправляют в вытрезвители. А не секрет, что это далеко не элитные подразделения. Лучшими у нас традиционно считаются все-таки работники уголовного розыска. Но именно постовым приходится каждый день сталкиваться с довольно отвратительными явлениями. Согласитесь, что поднимать мертвецки пьяного человека, грязного, в рвотных массах — занятие малопривлекательное. Кроме того, сами любители крепко выпить часто очень агрессивно реагируют на милицию, начиная выражаться и оскорблять представителей закона»,— пояснил специалист.
По его словам, как сотрудникам ППС, так и медвытрезвителей просто не хватает психологической подготовки, которая позволяла бы относиться отвлеченно к таким явлениям и не проецировать на себя лично проявление агрессии со стороны нетрезвых граждан.
«Врачи-психиатры часто сталкиваются с буйными больными, которые пытаются порой нанести им увечья. Однако у них есть спецподготовка и они относятся к таким людям именно как к больным. И, конечно же, не опускаются до рукоприкладства»,— заявил Михаил Виноградов.
По его мнению, необходимую психологическую подготовку с милиционерами надо проводить еще с момента тестирования кандидатов на службу в органах внутренних дел. «Потом такие психологические тренинги должны проходить постоянно как во время службы, так и во время учебных сборов и т.д. Только таким путем можно снизить уровень агрессии со стороны стражей порядка»,— убежден психиатр-криминалист.
История вытрезвителей
В России вытрезвители появились около 110 лет назад как учреждения медицинской и социальной помощи населению. В последнее время заведения закрываются по всей стране. В Москве и области продолжает работать только один. В мире проблема пьяных решается по-разному. В бывших советских республиках, уничтоживших вытрезвители, теперь их восстанавливают.
К примеру, Эстония занимает в странах Евросоюза первое место по употреблению алкоголя на душу населения. И несмотря на то, что Эстония всегда упрекала СССР в нарушении прав людей, помещаемых в вытрезвители, в конце 2009 г. на строительство вытрезвителя пришлось выделять ресурсы таллинской мэрии. Заведение обошлось местной казне почти в 2 млн евро.
За доставленными в вытрезвитель людьми осуществляют круглосуточный контроль и наблюдение. За эксплуатацию платит город, полиция же выделяет персонал и технику.
Вытрезвитель разгрузил отделения больниц и полиции, которым приходилось принимать пьяных.
В таллинском вытрезвителе камеры на одного и двух человек, три камеры большего размера «для пьяных компаний». 10 из 50 мест вытрезвителя предназначены для людей с проблемами со здоровьем. Система вытрезвителей (в Таллине их было 2 по 90 мест) была закрыта в середине 1990-х годов, всех задержанных в пьяном состоянии стали помещать в общие арестантские дома.
В Германии практически нет вытрезвителей, сопоставимых с российскими. Пьяным, задержанным полицией, нередко приходится проводить ночь в участке, где для нетрезвых буянов предусмотрены обычные камеры с кафельным полом, жесткой кроватью, раковиной и туалетом. Пользование камерой составляет 111 евро за ночевку и 136, если пьяному оказываются медуслуги, включая проведение анализа крови. Чаще всего пьяных просто развозят по домам либо доставляют в больницы для оказания им при необходимости первичной помощи. Смерти пьяных граждан от инфаркта или инсульта тоже случаются и активно обсуждаются общественностью.
Три года назад в Штутгарте открыли центральный городской вытрезвитель на 16 пьяных граждан в сутки. Местные врачи работают здесь на общественных началах. За год в вытрезвителе обслуживаются около трех тыс. человек. Муниципалитет выделяет на вытрезвитель 300 тыс. евро в год.
Кто должен отвечать за вытрезвители
Скандал с гибелью Константина Попова в томском вытрезвителе вновь вызвал дискуссию относительно того, кому же должны подчиняться медвытрезвители. Глава МВД РФ Рашид Нургалиев заявил, что их должны заменить центры реабилитации алкоголиков.
По мнению министра, доставлять пьяных граждан в такие учреждения и оказывать им первую помощь должны сотрудники милиции, а «дальнейший процесс реабилитации и ресоциализации — это прерогатива медиков».
Нургалиев считает, что существующая в рамках МВД система медвытрезвителей не выполняет полностью свои функции и стала, по сути, сетью ночлежек.
В свою очередь, Минздравсоцразвития не приветствует идею передать медицинские вытрезвители под управление органов здравоохранения.
Как пояснили GZT.RU в пресс-службе ведомства, здесь «не планировали и не планируют на данный момент времени забирать медвытрезвители под юрисдикцию министерства, потому что у него нет правоохранительных функций».
Ранее глава ведомства Татьяна Голикова замечала, что «в работе медвытрезвителей медицинская составляющая является незначительной». По ее словам, тема переподчинения медвытрезвителей неоднократно обсуждалась, и среди возможных вариантов есть предложения по их юридическому упразднению.
Мнение экспертов
Михаил Виноградов выступает против инициативы главы МВД России Рашида Нургалиева передать вытрезвители в систему Минздрава. «Это неправильная посылка. Убежден, что врачи должны заниматься только лечебными мероприятиями, а вот скрутить пьяного буяна, привязать его к кровати — это дело правоохранителей. В зарубежных странах именно полиция отвечает за подобные учреждения, это ее функция»,— резюмировал психиатр.
«В большинстве стран пьяными занимается полиция,— согласился с коллегой заведующий отделом НИИ психиатрии Александр Немцов.— Это часто агрессивные граждане, а серьезная медпомощь им обычно не нужна, при необходимости вызывают скорую. Но в большинстве стран Европы пьяное дебоширство не массовое явление, а эпизоды».
По словам Немцова, в Швеции в вытрезвитель доставляют каждого пьяного с улицы, так как пребывание на людях в таком виде законом запрещено. Более того, в документы гражданину могут поставить штамп, обладателю которого не будут продавать спиртное в магазинах. Психиатр полагает, что вытрезвителями должны заниматься по-прежнему силовики, но в них «необходимо наводить жесткий порядок, а за нарушения строго привлекать к ответственности».
Другого мнения придерживается уполномоченный по правам человека в Саратовской области Нина Лукашова. «Помещение гражданина в медвытрезвитель — это оказание медицинской помощи, а не наказание. Поэтому для того чтобы вытрезвители отвечали своему предназначению, по моему мнению, они все-таки должны находиться в ведении органов здравоохранения, но не милиции»,— говорит эксперт.
Владимир Баринов, Ирина Власова GZT.RU