Каталог шарлатанских ресурсов


Лекарства: коррупция в фармацевтической отрасли

Основные факты

  • Ежегодно во всем мире на службы здравоохранения расходуется 4,1 триллиона долларов США, из которых 750 миллиардов тратится на рынке фармацевтических препаратов.
  • 10%-25% расходов на государственные закупки (включая закупки фармацевтических средств) теряется из-за коррупции.
  • По оценкам, мошенничество и злоупотребления в области здравоохранения обходится отдельным правительствам развитых стран до 23 миллиардов долларов США в год.
  • В странах, где шире распространена коррупция, показатели детской смертности выше.
  • Отсутствие лекарств и наличие поддельных и не соответствующих стандартам лекарств приводят к страданиям пациентов и представляют прямую угрозу для их жизни.
  • Для уменьшения масштабов коррупции необходимы тщательные «сдержки и противовесы» в каждом звене лекарственной цепи. Надлежащее управление включает прозрачность, подотчетность, стимулирование институциональной честности и высоконравственное лидерство.

Доступ к медицинской помощи и основным лекарственным средствам необходим для снижения заболеваемости и смертности и улучшения качества жизни. Лекарства приносят пользу только в тех случаях, когда они безопасны, вынадлежащим образом распределены среди пациентов и правильно употребляются ими.

Неэтичная практика в лекарственной цепи

Лекарственная цепь состоит из звеньев, необходимых для создания, регулирования, управления и потребления фармацевтических средств. Коррупция в фармацевтической отрасли происходит во всех звеньях лекарственной цепи — от научных исследований и разработок до распределения и стимулирования сбыта[1].

Неэтичная практика на протяжении всей цепи может проявляться в разных формах, таких как фальсификация фактических данных, неправильное управление конфликтами интересов или взяточничество.

Надлежащее управление на протяжении всей лекарственной цепи является одним из важнейших средств оптимизации результатов медицинского обслуживания населения. Так, например, в странах, где шире распространена коррупция, показатели детской смертности выше, даже после статистического контроля качества медицинской помощи [2].

Какие факторы способствуют коррупции в фармацевтической отрасли?

Ежегодно во всем мире на службы здравоохранения расходуется 4,1 триллиона долларов США[3], из которых 750

миллиардов тратится на глобальном рынке фармацевтических препаратов [4]. Однако 10%-25% расходов на государственные закупки (включая закупки фармацевтических средств) теряется из-за коррупции [5]. Прежде чем попасть к потребителю лекарства несколько раз переходят из одних рук в другие. Из-за многочисленных звеньев в лекарственной цепи возникает множество возможностей для неэтичной практики.

Несмотря на регистрируемые случаи коррупции в лекарственной цепи, многие случаи неэтичной практики остаются незарегистрированными. Это связано с тем, что люди не сообщают о нарушениях и злоупотреблениях из-за страха преследования и мести, а также из-за отсутствия стимулов для этого. Некоторые формы коррупции носят до такой степени официальный характер, что люди чувствуют себя бессильными повлиять на изменение ситуации в своих странах.

Страны со слабым управлением во всех звеньях лекарственной цепи более подвержены коррупции. В этих странах отсутствует:

  • надлежащее законодательство или регулирование лекарственных средств;
  • механизмы обеспечения исполнения законов, норм и административных процедур;
  • управление конфликтами интересов.

Отсутствие прозрачности и подотчетности на всем протяжении лекарственной цепи также может способствовать неэтичной практике и коррупции.

Воздействие коррупции

Имеется, по меньшей мере, три основных области негативного воздействия коррупции в лекарственной цепи.

  • Негативное воздействие на пациентов.. Неэтичная практика приводит к уменьшению доступа к лекарственным средствам в медицинских учреждениях из-за их утечки, а также к поступлению на рынок небезопасных или неэффективных препаратов. Изъятые из медицинских учреждений, поддельные и не соответствующие стандартам лекарственные средства, а также лекарства, зарегистрированные незаконным путем, выявляются как в богатых, так и в бедных странах. Такая практика ведет к страданиям пациентов и представляет прямую угрозу для их жизни.
  • Утраченные ресурсы.Коррупция приводит к утрате огромных количеств ограниченных ресурсов общественного здравоохранения. Так, например, мошенничество и злоупотребления в области здравоохранения обходится отдельным правительствам развитых стран в 12-23 миллиарда долларов США в год[6]. В развивающихся странах отмечается утечка закупаемых средств и текущих расходов до 89%[7].
  • Подрыв доверия. Коррупция наносит еще один коварный удар тем, что подрывает доверие общественности и доноров к государственным институтам. В некоторых странах система общественного здравоохранения воспринимается как самый коррумпированный институт в государственном аппарате[8]. Кроме того, коррупция в области фармацевтических средств в рамках министерств здравоохранения стала углзой для изъятия донорских средств в некоторых странах с низким уровнем дохода [9,10,11].

Ответные меры ВОЗ

Для обеспечения подотчетности и уменьшения масштабов коррупции необходимы тщательные «сдержки и противовесы» в каждом звене лекарственной цепи. Важное значение имеют также надлежащее управление, прозрачность, подотчетность, стимулирование институциональной честности и высоконравственное лидерство.

ВОЗ привержена к уменьшению масштабов коррупции на всем протяжении лекарственной цепи в рамках своей Программы по надлежащему управлению в области лекарственных средств (Good Governance for Medicines (GGM)), действующей с 2004 года. На основе применения прозрачных, подотчетных административных процедур и содействия этической практике GGM обеспечивает поддержку стран в борьбе с коррупцией. Эта программа помогает странам в проведении трехэтапной процедуры по оценке их уязвимости перед коррупцией, а также в разработке и осуществлении особых программ по поддержанию эффективных систем здравоохранения, не подорванных коррупцией.

Библиография

1. Measuring transparency in the public pharmaceutical sector: assessment instrument, WHO/EMP/MAR/2009.4.

2. Gupta S, Davoodi H, et al., (2000). Corruption and the provision of healthcare and education services, International Monetary Fund:11.

3. WHO Fact Sheet: spending on health: a global overview, 2007. — на английском языке

4. IMS Health lowers 2009 global pharmaceutical market forecast to 2.5–3.5 percent growth, IMS New Releases.

5. Transparency International (2006). Handbook for curbing corruption in public procurement.

6. Becker D, Kessler D, McClellan M. Detecting medicare abuse. Journal of Health Economics, 2005, 24:189–210.

7. Ye, X, Canagarajah, S. (2002). Efficiency of public expenditure distribution and beyond: a report on Ghana’s 2000 public expenditure tracking survey in the sectors of primary health and education. Africa Region Working Paper, No. 31.

8. Fidler A, Msisha W, Governance in the pharmaceutical sector, Eurohealth 14, 2008, No. 1:25–29.

9. The Global Fund welcomes Ugandan corruption inquiry report, Global Fund Press Release, June 2006.

10. The K27 billions scandal at the ministry of health, The Lusaka Paper, June 2009.

11. Dutch Government stops aid to Zambia, Africa News, May 2009.

WHO Media centre
Телефон: +41 22 791 2222
Эл. почта: mediainquiries@who.int
Информационный бюллетень ВОЗ №335:  http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs335/ru/index.html#R1

Print Friendly, PDF & Email

Share
 

      

Гимн альтернативной медицины

На Руси издавно сложилось своеобразное отношение власти к медработникам

Отношение народных масс к врачам также нельзя назвать особенно благоприятным

Medice cura te ipsum